Дистанционное обучение Литература 10 класс



Уроки 1- 2

Введение. Русская литература и русская история на рубеже веков. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Цели: дать общее представление о развитии исторического и литературного процессов конца XVIII–начала XIX века; познакомить с основными темами и проблемами русской литературы XIX века; познакомить учащихся с лучшими представителями русского искусства.

Ход урока

Лекция (краткое содержание).

Учащиеся записывают план, составляют тезисы.

1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ОБСТАНОВКАВ КОНЦЕ XVIII–НАЧАЛЕ XIX ВЕКА

Россия заняла видное место в ряду европейских государств. Русские войска под руководством выдающихся полководцев А. В. Суворова и П. А. Румянцева одержали победы в двух войнах с Турцией. В результате Россия получила выход в Черное море. Были построены города: Одесса, Севастополь, Николаев.

Но победами русских войск воспользовалось дворянство, сумевшее укрепить свою власть при Екатерине II (1762–1796 гг.). Эта власть была безграничной. Дворяне и помещики получили возможность распоряжаться своими крестьянами: продавать их, наказывать, за мелкие «провинности» ссылать на каторгу.

Тяжелое положение крестьян привело к обострению классовой борьбы. Возникло народное движение под предводительством Емельяна Пугачева (1773–1775 гг.).

После подавления пугачевского восстания в стране усилилась правительственная реакция.

Начало XIX века ознаменовалось событиями, которые не прошли бесследно для России. Новый царь Александр I, напуганный народными волнениями, несколько смягчил «цензурный устав», разрешил освобождать крестьян (за выкуп). Думалось, что царские законы улучшат жизнь народа. Но все оказалось призрачным.

Важнейшим историческим событием явилась война 1812 года, возникшая в результате агрессивной политики Наполеона. Отечественная война 1812 г. вызвала небывалый общенациональный подъем.

Чтобы отстоять независимость отчизны, по словам А. И. Герцена, «крестьяне безропотно вступали в ряды ополчения, дворяне… брались за оружие; купцы жертвовали десятую часть своих доходов». А вот как писал один французский солдат о войне в России: «Каждая деревня превращалась при нашем приближении или в костер, или в крепость». На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ. Именно русский народ под руководством М. И. Кутузова и нанес французам сокрушительный удар.

Но победа России в Отечественной войне 1812 г. еще сильнее обострила в сознании людей противоречия русской жизни. Политика Александра I и его правительства вызвала недовольство со стороны передового дворянства, интеллигенции и угнетенного крестьянства. Военным министром был назначен всесильный А. Аракчеев, о котором поэт К. Ф. Рылеев написал в стихотворении «К временщику»:

Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесенный в важный сан пронырствами, злодей!

Крестьянство ответило восстаниями на усилившуюся после 1812 г. эксплуатацию. Движение против самодержавия и крепостнического строя возникло и среди дворянства. Наиболее передовые дворяне стали объединяться в политические общества: «Северное общество» (стояло за ограниченную монархию) и «Южное общество» (за республиканское правление).

Деятельность обществ завершилась восстанием 14 декабря 1825 г., которое было жестоко подавлено. Декабристы потерпели неудачу потому, что не решились призвать в свои ряды народ. Но идеи декабризма оказали огромное влияние на передовых людей России, были подхвачены писателями и поэтами.

2. ПРОСВЕЩЕНИЕ И КУЛЬТУРА

Московский университет становится крупным научным центром.

Открываются школы, средние учебные заведения во многих губерниях. Издаются книги, газеты, журналы.

Плодотворной была деятельность Николая Ивановича Новикова (1744 – 1818 г.) – талантливого журналиста, писателя, общественного деятеля. Он написал несколько книг по истории России, стал издавать сатирические журналы («Трутень» и др.), в которых рассказывал о нищете и тяжелом положении крестьян, разоблачал помещичий произвол и взяточничество чиновников. Сатирические сочинения Новикова Екатерина II сочла вредными и заточила автора на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость.

Но дело Н. И. Новикова продолжил И. А. Крылов (1769–1844) – лучший русский баснописец. Много горькой правды говорил И. А. Крылов о несправедливых порядках в царской России, о корыстных чиновниках и чванных вельможах.

Выдающиеся писатели: М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев – живо откликались на общественные запросы, в своих произведениях глубоко и правдиво освещали явления жизни.

В начале XIX в. в России открылись университеты в Казани, Харькове, Петербурге. В 1811 году был открыт Царскосельский лицей, в создании которого принял большое участие М. М. Сперанский – видный государственный деятель.

При учебных заведениях стали возникать литературные общества…

«Поход против наук» начался с Казанского университета, откуда в 1819 г. по политическим мотивам были уволены известные профессора. Усилился гнет цензуры. Произведения прогрессивной тематики печатать не разрешалось.

3. РАСЦВЕТ ИСКУССТВА

Конец XVIII–начало XIX в. – время значительного расцвета русского искусства. Все виды искусства выдвинули замечательных русских мастеров.

Много общественных зданий и красивых дворцов было построено в Москве и Петербурге талантливыми зодчими В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым (Петровский дворец, Московский университет и др.). Выдающимися архитекторами начала XIX в. были А. Н. Воронихин (Казанский собор в Петербурге) и А. Д. Захаров (автор проекта здания Адмиралтейства). Здания и соборы строились в стиле классицизма и ампира. (Стиль ампир – стиль величественных построек с колоннами.)

В скульптуре прославились Ф. И. Шубин, земляк М. В. Ломоносова, и Ф. Г. Гордеев.

Известные живописцы Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский создали правдивые портреты своих знаменитых земляков. Больших успехов добились художники А. Г. Венецианов, О. А. Кипренский, В. А Тропинин.

К народно-песенному жанру обратились музыканты Е. И. Фомин и Д. С. Бортнянский. Особой известностью пользовались написанные ими песни и романсы. Композиторы А. Н. Алябьев («Соловей»), А. Е. Варламов («Метелица»), А. Л. Гурилев («Колокольчик», «На заре туманной юности»), М. И. Глинка («Не искушай меня без нужды») создали песни, основанные на народных мелодиях.

В театрах Москвы и Петербурга ставились оперы, драмы. Выдающиеся актеры того времени – М. С. Щепкин, П. И. Жемчугова.

4. РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Сложная и бурная общественная жизнь, наполненная классовыми противоречиями и революционными событиями, стала причиной обострения классовой борьбы в литературе. В ней обозначилось два полюса: литература (и культура), в той или иной степени отражающая чувства и идеи народа, и литература господствующих сословий, дворянства и буржуазии. Ожесточенные споры между консервативными писателями и прогрессивными велись по разным вопросам, в том числе и об отношении литературы к действительности, о народности и самобытности русской литературы, об отношении ее к народному творчеству, о литературных направлениях, о языке.

Консервативные писатели в своих произведениях пытались отвлечь читателей от современной жизни, увести их в мир мечтаний и грез.

Прогрессивных писателей объединяло стремление к правде, к улучшению жизни простых людей, «боль о человеке». Они создавали гражданскую поэзию, обличающую крепостной строй, воспевающую героическую личность. Лучшие произведения отличались «могучим зарядом» этического начала, идейностью, одухотворенностью. Они учили современников и учат нас глубочайшему чувству ответственности перед народом, благородству, гуманизму, беспощадности ко всему злому, что унижает человека.

Русская литература на рубеже двух веков – это процесс сложного взаимодействия активно борющихся литературных направлений.

Последняя треть XVIII века – эпоха классицизма и сентиментализма.

Начало – 15-е годы XIX века можно назвать преддекабристской эпохой.

Наиболее существенные особенности – завершение развития классицизма, угасание его творческих возможностей; расцвет и спад сентиментализма, возникновение и развитие романтизма. Значительным явлением надо признать продолжавшийся процесс становления реализма.

Своеобразие русской литературы 1-й половины XIX в.

1.Литературно-общественное движение 1800—1825 гг.

Значение войны 1812 г. и заграничных походов для развития русского национального самосознания. Тайные общества декабристов; оживление культурной жизни, возникновение новых кружков и организаций («Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», «Дружеское литературное общество» и др.); альманах «Полярная звезда», журнал «Сын Отечества» и др.).

Н. М. Карамзин: научное и художественное значение « Истории государства Российского». Журнал «Вестник Европы». Позднее творчество Г. Р. Державина.

Борьба между сторонниками и противниками языковой реформы Карамзина. Деятельность А. С. Шишкова. «Беседа любителей русского слова». «Старшие» и «младшие» «архаисты». Зарождение романтизма в русской литературе. Возникновение общества «Арзамас», его состав и задачи.

И. А. Крылов-баснописец: этические, психологические, социально-политические и философско-исторические проблемы в произведениях писателя. Их народность и реализм.

В. А. Жуковский - основоположник жанра баллады в русской литературе. Патриотическая лирика поэта. Перевод «Одиссеи». Жанр элегии в лирике писателя. Темы любви, дружбы, природы, смерти. Психологизм творчества.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума» как вершина русской комедии 1-й четверти XIX в.

2. Литературно-общественное движение 1825 — начала 1840-х годов.

14 декабря 1825 г. — рубеж в социально-политической и культурной жизни страны. Проблема «Россия и Запад» в общественной мысли эпохи. Теория «официальной народности». «Философические письма» П. Я. Чаадаева, синтез в его сочинениях религиозных, философских и социальных идей. Политико-философские кружки 1830-х годов. Славянофилы и западники.

Значение литературно-критической деятельности А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского, И. В. Киреевского, Н. И. Надеждина, Н. А. Полевого, С. П. Шевырева. Активная роль периодических изданий в общественной и культурной жизни («Северная пчела», «Библиотека для чтения», «Московский телеграф». Издания Пушкина и его литературных союзников («Северные цветы», «Литературная газета», «Современник»).

Профессионализация писательского труда, расширение читательской аудитории.

1830-е годы — время господства прозы в русской литературе. Расцвет исторической беллетристики (М.Н.Загоскин, И.И.Лажечников и др.). Нравственно-сатирические и исторические романы Ф.В. Булгарина. Художественное творчество А.А.Бестужева-Марлинского, Н.А.Полевого, В.Ф.Одоевского.

Начало реалистического этапа в русской литературе. Движение к реализму в произведениях Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Борьба за эстетическое освоение «обыкновенного».

3. Литературно-общественное движение 1840-х—1855 гг.

Обострение общественной борьбы в России, ее отражение в литературе. Рост демократических тенденций в русском освободительном движении. Философские искания эпохи, развитие материалистических и социалистических идей. Критические выступления В. Г. Белинского. Деятельность кружка петрашевцев.

Полемика между западниками и славянофилами. Журналы «Отечественные записки», «Современник», «Москвитянин» в литературно-общественной жизни эпохи. «Молодая редакция» «Москвитянина».

Начало литературной деятельности А. И. Герцена, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, И. С. Тургенева. Ф. И. Тютчев. «Натуральная школа». В. Г. Белинский — организатор, теоретик и пропагандист «натуральной школы». Ведущие беллетристические жанры - (социальная повесть, физиологический очерк, социально-психологический роман). «Физиология Петербурга», «Петербургский сборник».

Основные события 19 века

1825

1853-1856

1861

1881

1894

Восстание декабристов

Крымская война

Отмена крепостного права

Гибель Александра II

Начало правления Николая II

Правление Николая I

Правление Александра II

«Глухие» 80-е

Основные темы русской литературы 19 века

1825 – 1855 – основной вопрос: «Кто мы? Что с нами происходит?»

А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Н.В.Гоголь «Мёртвые души»

1855 – 1861 – основной вопрос: «Кто виноват?»

И.С.Тургенев «Записки охотника», И.А.Гончаров «Обломов», М.Е.Салтыков-Щедрин «Губернские очерки»

1861 – 1881 – основной вопрос: «Что делать?»

Н.Г.Чернышевский «Что делать?», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Война и мир»

Основные проблемы в литературе 19 века

добро и зло;

вина и наказание;

мир и война;

энергия человека и его бездействие;

мудрость и легкомыслие;

любовь и отчуждение;

деспотизм и рабство;

труд и праздность;

тело и душа;

вера и скепсис.

II. Проверка составленных учащимися планов (по лекции учителя).

Домашнее задание.

1. Какие политические события конца XVIII – начала XIX века повлияли на литературный процесс?

2.. Чем необычна деятельность декабристов? Кто эти люди? Каковы их жизненные цели и стремления?

3. Русская архитектура (или живопись) в конце XVIII – начале XIX в.

4 Какие проблемы решают русские писатели в XIX веке?