География 2



Содержание:

Введение стр. 3

Географическое положение региона стр. 4

Экономическое состояние региона стр. 6

Гидрометеорологические условия стр. 7

Основные гидротехнические сооружения

и искусственные водные пути стр. 8

Главные порты и пристани стр. 12

Структура перевозок, главные грузоотправители

и грузополучатели стр. 13

8. Виды флота, используемого на перевозках. стр. 15

Заключение стр. 16

Введение

Регион достаточно обводнен реками и озерами: здесь протекают такие крупные судоходные реки, как Северная Двина, Мезень, Печора, Нева и их многочисленные притоки. Западная часть изобилует озерами, которых только на Кольском полуострове более 110 тыс., в Карелии – около 60 тыс. Самые крупные озера Ладожское, Онежское, Имандра, Белое.Белое море глубоко вдается в сушу, отличается изрезанностью береговой линии, множеством островов. На побережье Белого моря и по берегам большинства крупных рек и озер хорошо развиты обширные песчаные пляжи. Белое море соединено с Балтикой судоходным Беломорско-Балтийским каналом.

Географическое положение региона

Северо-Западный воднотранспортный бассейн охватывает территорию Ленинградской, Новгородской, Псковской, части Вологодской областей и Карелию.

Общая площадь его составляет примерно 420 тыс. км2. Водные пути бассейна выходят к Балтийскому и Белому морям, а через них в Мировой океан.

Территория в прошлом неоднократно подвергалась материковому оледенению, которое существенно повлияло на рельеф и характер речной сети: многочисленные возвышенности, в основном ледникового происхождения, чередуются с низменностями, реки перегорожены порогами, в русле много каменистых образований; имеется очень большое количество озер ледникового, тектонического и другого происхождения. Озерность территории самая высокая в России. Относительно большее количество атмосферных осадков при небольшом испарении является причиной заболоченности части равнинной территории.

Экономическое состояние региона

Недра богаты железной, медно-никелевой, апатито-нефелиновой рудой, значительны запасы разнообразных строительных материалов, особенно в Карельской республике (мрамора, гранита, диабаза, шунгита), имеются месторождения слюды, кварцитов, торфа, бокситов и других полезных ископаемых, большие запасы древесины.

На базе местного сырья получили развитие такие отрасли промышленности, как горнодобывающая, лесозаготовительная и лесоперерабатывающая, целлюлозно-бумажная, а в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Череповце, Новгороде, Пскове — машиностроительная, химическая, металлургическая, электро- и радиотехническая.

Сельское хозяйство развивается с учетом местных природных условий. Площадь сельскохозяйственных угодий сравнительно невелика. Недостаток сельскохозяйственных продуктов покрывается завозом их из других районов страны.

Из бассейна вывозятся в другие районы страны и на экспорт железная руда, древесина, бумага, щебень, мрамор, бокситы, апатиты, металл, продукция машиностроения и приборостроения; в свою очередь завозятся каменный уголь, металл, нефтепродукты, поваренная соль, хлебные и другие грузы.

Внутренние и межрайонные перевозки обеспечиваются в основном Октябрьской железной дорогой во взаимодействии с Северо-Западным и Беломорско-Онежским речными пароходствами, а внешнеторговые — Балтийским, Мурманским и Северным морскими пароходствами при активном участии судов смешанного река—море плавания речных пароходств.

Крупнейший промышленный центр и транспортный узел — Санкт-Петербург — имеет восемь веером расходящихся железнодорожных линий, автомагистрали на Москву, Киев, Петрозаводск, Прибалтику, Хельсинки (Финляндия), морской и речной порты с комфортабельными вокзалами и другие коммуникации.

Гидрометеорологические условия

Обычно навигация на участке длится с начала мая до ноября, наиболее благоприятная навигация с конца мая по середины августа. В это время отмечается слабая циклоническая деятельность, штормы и туманы. Менее благоприятны гидрометеорологические условия для плавания судов с середины августа по ноябрь. В этот период активизируется циклоническая деятельность, наиболее вероятны штормы и сильное волнение, чаще наблюдаются туманы. Начало периода навигации зависит от ледовой ситуации на участке, природа вносит коррективы и на протяжении всего срока судоходства. Климат описываемого района является переходным от морского климата умеренных широт к континентальному. Он характеризуется значительными колебаниями температуры воздуха в течение года, высокой относительной влажностью, значительной облачностью и умеренным количеством осадков. В течение года в большей части описываемого района преобладают ветры от S и SW, суммарная повторяемость которых достигает 50 %. Температура и влажность воздуха. Наиболее холодными месяцами года являются январь и февраль: средняя месячная температура воздуха —8 ... —10 °С. Ежегодно здесь выпадает 600-800 мм атмосферных осадков.

Длина водных путей 8700 км, из них 5400 км-озера. 5500 км обслуживает управление Волго-Балтийского водного пути, управление ББК обслуживает 3200 км. 1580 км приходится на искусственные пути, 1700 км-искусственные реки.

Основные гидротехнические сооружения

и искусственные водные пути.

Волго-Балтийский водный путь имени В.И.Ленина – крупнейшая глубоководная магистраль, обеспечивающая транспортную связь бассейнов Балтийского и Белого морей с Волжско-Камским. Трасса, начинаясь в устье Невы, проходит по Неве, Ладожскому озеру, р. Свирь, Онежскому озеру, Волго-Балтийскому каналу и выходит в Рыбинское водохранилище. На всем его протяжении (от моста Лейтенанта Шмидта в Ленинграде до Череповца — 859 км) размещено семь гидроузлов с девятью судоходными шлюзами, полезные размеры которых пригодны для пропуска всех типов судов речного флота и смешанного река—море плавания. Однако пропускная способность этого водного пути практически уже исчерпана. Увеличить ее можно путем строительства вторых ниток шлюзов.

Белое озеро находится на западе Вологодской области. С 1964 года входит в состав Шекснинского водохранилища, являющегося частью Волго-Балтийского водного пути. Белое озеро имеет округлую форму. Вокруг юго-западной части озера проходит обходной Белозерский канал длиной 67 км. Наибольшие притоки: Ковжа (судоходная), Кема, Мегра. Вытекает река Шексна.

Ковжа — впадает в озеро Белое. Длина 86 км, площадь бассейна 5000 км². Ковжа вытекает из озера Ковжское на территории Анненского сельского поселения . Течёт в естественном русле лишь первые 10 километров, на этом участке река быстро течёт, образуя перекаты и порожки. В районе деревни Александровское Ковжа соединяется с Волго-Балтийским каналом, участок Волго-Балтийского водного пути между Александровским и озером Белым проходит по зарегулированному и искусственно углублённому руслу Ковжи.

Ковжа протекает через Анненский Мост, посёлок Ужла, расположенный на левом берегу в устье одноимённой реки. Ниже Ужлы в Ковжу впадают правые притоки Маткручей, Тумба. В районе устья левого притока Ярбозерки Ковжа пересекает границу Вытегорского района и дальше вплоть до впадения в Белое озеро течёт по границе между Белозерским иВашкинским районами. Здесь на берегах нет населённых пунктов, основные притоки — КопсаркаУдажка, Левая Китла (все правые).

Вытегра — река в Вытегорском районе Вологодской области, часть Волго-Балтийского водного пути.

Вытекает из Маткозера, которое было спущено в 1886 году, впадает в Онежское озеро. Длина реки — 64 км, площадь бассейна — 1670 км². Вытегра зарегулирована многочисленными шлюзами на всём своём протяжении, соединена с рекой Ковжа (бассейн Белого озераМариинским каналом. По данным государственного водного реестра России относится к Балтийскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Вытегра, речной подбассейн реки — Свирь (включая реки бассейна Онежского озера). Относится к речному бассейну реки Нева (включая бассейны рек Онежского и Ладожского озера). На реке расположен город Вытегра.

Онежское озеро, или Онего (площадь 9720 км2), соединяет Волго-Балтийский водный путь имени В. И. Ленина и Беломорско-Балтийский канал и является крупным грузоформирующим звеном Единой глубоководной системы. Озеро принято делить на северную и южную части по линии Петрозаводск — устье р. Водлы. В Онего впадает более 40 рек, из которых Вытегра, Водла и Андома судоходны в нижнем течении, а вытекает одна Свирь. Водный баланс озера сравнительно уравновешен, годовые колебания уровня 0,50—0,55" м, а многолетние — 1,8—1,9 м. При сильных ветрах нередко возникают волны высотой 3-4м. Небольшие суда в этом случае пользуются обходным Онежским каналом (длина 68 км.) Протяженность судоходных трасс на озере 1862 км.

Беломорско-Балтийский канал (длина 222 км) введен в эксплуатацию в июне 1933 г. Трасса начинается у п. Повенец на Онежском озере и завершается у г. Беломорск на Белом море. Большая часть пути идет по зарегулированным рекам и Выгозеру, искусственные участки составляют лишь 40 км. Южный (Онежский) склон длиной 10 км имеет семь шлюзов, поднимающих суда на 40 м до водораздельного участка (22 км), за которым следует северный (Беломорский) склон длиной 190 км, где, опустившись на 70 м при помощи 12 шлюзов, суда выходят в Белое море. Шлюзы канала реконструируются с целью улучшения их технического состояния.

По каналу перевозится большое количество транзитных грузов. Но наряду с этим район тяготения канала является местом формирования крупных грузопотоков леса и минеральных строительных материалов. Порты на трассе канала — Надвоицы и морской порт Беломорск. Для крупного Сегежского целлюлозно-бумажного комбината завозится около 1 млн. т древесины, много топлива и минеральных строительных материалов.

Главные порты и пристани

На трассе водного пути размещены крупные грузоформирующие центры Ленинградской, Вологодской областей и Карельской республике, обслуживаемые 12 портами с большим количеством приписанных к ним пристаней. Кроме того, имеются промышленные порты на базе крупных предприятий. Например, в Череповце два таких порта.

Волго-Балт имеет также очень важное транзитное значение: по нему в центральные и южные районы страны идут карельский и вологодский лес, кольские апатиты и руда, карельский щебень и гранит, завозятся нефтепродукты, каменный уголь, металл, хлеб, оборудование и многие другие грузы. Значительная часть перевозок следует в заграничном сообщении.

Череповецкий порт - один из крупнейших речных портов Волго-Балтийского водного пути единой глубоководной системы Европейской части России. Занят в перевозке навалочных, генеральных, контейнерных и других грузов в пункты рек Волга, Дон, Кама, Москва, Онежского и Ладожского озер. Порт предлагает все виды услуг по комплексному обслуживанию транзитного флота. Есть возможность принимать грузы, прибывшие железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, осуществлять погрузочно-разгрузочные работы портальными кранами грузоподъемностью от 10 до 40 тонн и плавучими кранами от 5 до 16 тонн.

Город Вытегра расположен в Вологодской области, на берегу реки Вытегра, и является административным центром Вытегорского района. Население города – 11 тысяч человек. Речной туризм-основной вид деятельности порта.

Онежское озеро имеет важное транзитное и местное грузоформирующее значение. Вывозятся минеральные строительные материалы, лес, апатитовый концентрат, железная руда и др., а прибывают нефтепродукты, продовольствие, оборудование. Наибольший грузооборот имеют порты Петрозаводский, Медвежьегорский, выполняющие большие железнодорожно-водные перевалочные перевозки грузов, и приустьевой порт р. Водлы Шала.

Перевозки пассажиров сосредоточены в районе Петрозаводска, на Кижском направлении, где размещен всемирно известный историко архитектурный памятник древнерусского деревянного зодчества.

Соснове́ц— посёлок в Беломорском районе Карелии. Административный центр Сосновецкого сельского поселения. Расположен на Беломорско-Балтийском канале и железнодорожной линии на Мурманск, в 20 километрах юго-западнее Беломорска. Основным местом занятости населения является Беломорско-Балтийский канал, 2 шлюза которого находятся на территории Сосновца. В посёлке имеются порт, железнодорожный вокзал, магазины, небольшая гостиница, церковь и почта. Добыча щебня.

Надвоицкий порт предлагает полный спектр услуг по перевозкам грузов речным транспортом, перевозки пассажиров речным транспортом. Предоставляет комплексные услуги в области транспортной, складской и таможенной логистики. 

Беломорск. Расположен на островах у выхода Беломорско-Балтийского канала в Белое море. Морской порт. Узел железных дорог на Петрозаводск, Мурманск, Обозерскую. 16 тыс. жителей. Рыбная промышленность. Лесопильно-деревообрабатывающий комбинат, судоверфь. Город образован в 1938 из старинного поморского с. Сороки и посёлка Солунин.

Структура перевозок,

главные грузоотправители и грузополучатели.

На территории участка, особенно в Карельской республике и Вологодской области, много лесозаготовительных предприятий. Лесные грузы из северной части бассейна доставляются местным потребителям (в Ленинград, Петрозаводск, Кондопогу, Сегежу и др.) преимущественно в плотах и экспортируются. Леспромхозы и сплавные конторы Вологодской области направляют лес через Северо-Двинскую шлюзованную систему и Волго-Балтийский канал в основном потребителям Центра, Поволжья, а также транзитом через Волгу на Дон и Северный Кавказ.

Каменный уголь поступает из Кузнецкого, Карагандинского, Печорского, меньше Донецкого, угольных бассейнов с Камы (через порты Камбарка, Пермь, Левшино), с Волги (порты Ульяновск, Тольятти), а также через Череповецкий и частично Медвежьегорский перевалочные порты бассейна. Главнейшими пунктами завоза угля являются Ленинград, Вытегра, Кандалакша.

Речной транспорт поставляет уголь зарубежным странам бассейна Балтийского и Северного морей.

Минеральные строительные материалы — самые массовые грузы. Их доля в перевозках примерно 70%. Дальность перевозки из-за близости русловых карьеров песка и песчано-гравийной смеси от потребителей невелика. При этом в Северо-Западном пароходстве перевозится большей частью строительный песок, а в Беломорско-Онежском — щебень. На берегах Ладожского (Ровное, Питкяранта) и Онежского (Шокша, Роп-ручей, Петрозаводск) озер созданы крупные предприятия по производству щебня, продукция которых вывозится речным транспортом для потребителей Северо-Запада, Центра, Поволжья и за границу.

Из района Александровское (на Волго-Балтийском канале) для Череповецкого металлургического комбината завозится около 500 тыс. т флюсов.

Зерно и продукты перемола поступают из пунктов Нижней Волги, Ростовской области и в значительной части из стран бассейна Балтийского и Северного морей (кормовое зерно), откуда их доставляют на суда смешанного река-море плавания в Ленинградскую, Ярославскую, Нижегородскую, Пермскую и другие области.

Железнорудный концентрат с Оленегорского ГОКа (Мурманская область) через перевалочный порт Кандалакша, а также железная руда с Костомукшского ГОКа (Карельская АССР) доставляются на Череповецкий металлургический комбинат (через Медвежьегорск) и на металлургические заводы Урала.

Медвежьегорский речной порт (район Пергуба) служит перевалочной базой крупного грузопотока апатитового концентрата, доставляемого с предприятий Кольского полуострова, большей частью объединению "Аммофос" в Череповце.

Соль Баскунчакского месторождения поставляется предприятиям рыбной промышленности г. Мурманска и другим, расположенным на побережье Баренцева моря (100 тыс. т), через перевалочный порт Кандалакша.

Нефтепродукты наливом с приволжских, башкирских и уральских нефтеперерабатывающих заводов в большом количестве завозятся судами пароходства "Волготанкер" для ТЭЦ и ГРЭС Мурманской области; Ка- релии, Вологодской области. Весьма эффективны для перевозок комбинированные суда — нефтерудовозы. Много нефтепродуктов экспортируется в Финляндию, Швецию, ФРГ и другие государства на судах смешанного река—море плавания.

Пассажирские перевозки в бассейне сократились и выполняются преимущественно в пригородном (33%) и экскурсионном (38%) сообщениях. Доля транзитных перевозок около 3% при небольшой их дальности. Весьма популярны туристские перевозки в архитектурно-исторические туристические центры на островах Онежского, Ладожского озер, а также водные экскурсии по рекам и каналам Санкт-Петербурга. Много пассажиров привлекают туристские линии Санкт-Петербург— Москва, Санкт-Петербург—Нижний Новгород. Для обслуживания пассажиров в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Череповце, Валааме, Кижах и других пунктах имеются речные вокзалы.

Виды флота, используемого на перевозках

Несамоходные сухогрузные суда: Р-156, Р-156А, Р-79, Р-79А, пр. 61А, пр. 81500, пр. 1787У

Самоходные: Проект DCV36, тип Русич, Волго-Дон, пр. 507Б, Волго-Дон, пр. 1566

Пассажирский флот:

проект 301(Нижний Новгород, Александр Радищев, Кронштадт, Санкт-Петербург, Николай Чернышевский, Константин Федин, Константин Коротков, Виссарион Белинский).

проект 92-016 (Федор Шаляпин, Семен Буденный, Михаил Фрунзе, Георгий Жуков, Александр Суворов, Валериан Куйбышев, Мстислав Ростропович, Феликс Дзержинский).

проект Q-040 (Максим Горький, Александр Пушкин).

проект 302 (Георгий Чичерин, Леонид Соболев, Ленин, Русь, Зосима Шашков, Константин Симонов).

Заключение

Возрождение участка судоходства Череповец-Беломорск вытекает из потребностей многих областей Центральной России в перевозках грузов, пассажиров и туристов, водоснабжения, решения оборонных, природоохранительных и других специальных задач.

Для этого необходимо провести реконструкцию существующих и построить новые напорные гидросооружения, которые позволят увеличить рекреационный потенциал областей, повысить безопасность движения речных судов; разработать и осуществить мероприятия по улучшению экологии рек и водохранилищ областей, прилегающих акваторий, предотвратить загрязнение водоемов в процессе судоходства.