ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В КЛАССЕ — ГРУППЕ



Тезисы доклада «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми со сложной структурой дефекта. Из опыта работы ».

Корчовская Е.Р. – ассистент кафедры коррекционной педагогики ВГПУ

Здоровье наших детей под влиянием неблагоприятных экономических и экологических условий с каждым годом ухудшается.

Анализируя состояние здоровья собственных учеников, могу сказать следующее: если в 2003 - 2004 учебном году за год болели только 2 учащихся, в 2005 -2006 – 4, то в 2006 -2007 учебном году каждый ученик был на больничном по 2 раза.

Следовательно, основная задача моей работы - помочь каждому ученику со сложной структурой дефекта сохранить и укрепить свое здоровье путем использования специальных здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

Исходя из этой задачи, я выделила для себя следующие принципы здоровьесбережения:

1. Создание благоприятной психологической атмосферы в классе,обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов: доброжелательный стиль общения; эстетическое оформление класса; наличие в классе разнообразных зон деятельности (учебная, игровая); дисциплина и порядок; музыкальные переменки.

2. Творческий характер образовательного процесса.

Как известно, обучение без творческого заряда неинтересно и является насилием над собой и другими. А творчество - стимул к учению.

3. Личностно — ориентированный подход в обучении, то есть учет структуры дефекта каждого ученика, его возможностей и способностей.

4. Осознание успеха ребенка в каждом виде деятельности.

Учителю нет необходимости быть необъективным. Он может выделить какой - то кусочек или аспект работы ученика и похвалить его за старание в определенный период времени.

Содержание моей работы включает следующие здоровьесберегающие моменты.

Каждый день в моем классе проводится по 5 уроков, продолжительностью 30-35 минут в зависимости от общего самочувствия учащихся. Основная учебная нагрузка приходится на 1-3 урок, когда активность учащихся еще велика.

Большое внимание в своей работе я уделяю посадке учащихся: обращаю внимание на положение ног и спины относительно стула, головы и рук относительно парты.

Упражнения для осанки я провожу на организационно - мобилизующем этапе урока, особенно в начале первого занятия, чтобы снять сонливость и подготовить учащихся к учебной деятельности.

Я использую следующие упражнения:

1.«Дерево».

Выполняется сидя за партой, ноги вместе и прижаты к полу, руки опущены. Мы с вами превращаемся в деревья. Поднять плавно одну руку вверх, другую (ветки деревьев), потянуться всем телом к солнцу. Подул легкий ветерок, и ветки закачались.

2.«Медвежьи покачивания».

Выполняется сидя за партой. Качаться из стороны в сторону, подражая медведю.

3.«Замочек».

Выполняется сидя за партой. Завести одну руку за спинку стула, другую, сделать «замочек». Наклониться вперед-назад. Проделать 3-4 раза. Затем положить одну руку на парту, другую, сделать красивую «полочку» и начинаем заниматься.

Обязательно 2 раза за урок проводятся паузы отдыха. На своих занятиях я использую такие виды физкультминуток: упражнения для снятия общего утомления, упражнения, корректирующие осанку, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.

Все виды физкультминуток проводятся мною согласно следующим требованиям:

физкультминутка проводится на начальном этапе утомления;

комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания;

упражнения должны быть разнообразны, т. к. однообразие снижаетинтерес к ним.

Варианты выполнения физкультминуток различны: сидя за партой, стоя около парты, на ковре.

Каждый комплекс пауз здоровья состоит из 2 физкультминуток продолжительностью 1-3 минуты. Первая физминутка включает в себя общеразвивающие и снижающие утомление упражнения в стихотворной форме, а вторая - игровые задания, подвижные игры, связанные с темой урока или отвлеченного характера.

Например:

Комплекс №1.

1 .Отдых наш - физкультминутка.

Занимай свои места:

Раз присели - два привстали.

Руки к верху все подняли

Сели, встали,

Сели, встали

Ванькой - встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

2. «Светофор».

Три цвета есть у светофора

Они понятны для шофера:

Красный свет — проезда нет.

Желтый - будь готов к пути,

А зеленый свет — кати!

Дети становятся в круг, в центре педагог. Он показывает то красный, то желтый, то зеленый сигнал светофора. На красный - дети сидят на корточках, на желтый - встают, на зеленый - бегут по кругу.

Во время второй паузы отдыха на уроке, я провожу упражнения для глаз: например, комплекс, разработанный в НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, известный всем специальным педагогам.

На уроках обучения грамоте, рисования и ручного труда перед выполнение того или иного задания, мы делаем пальчиковую гимнастику, массаж кистей и пальцев рук и играем в пальчиковые игры.

Кроме этого, на всех своих уроках я стараюсь использовать разнообразные приемы работы, чтобы мои ученики не утомлялись. Введение и закрепление материала происходит в игровой форме с использованием яркого наглядного материала.

Так, на уроках развития речи при изучении сказок используются элементы театрализации. Это способствует рождению положительных эмоций у детей, снятию психоэмоционального напряжения и, в конечном итоге, усвоению программного материала.

Так как положительные эмоции - это показатель здорового самочувствия, то мы, совместно с учителями и воспитателями классов - групп организуем и проводим для наших ребят праздники.

Ученики участвуют в сценках, в танцах, читают стихи и поют песни. Все это радует ребят, родителей и учителей.

Особенно широкое поле деятельности для привития навыков гигиены и здорового образа жизни содержит материал уроков СБО и развития речи. На этих занятиях мы изучаем темы: «Предметы личной гигиены», «Уход за телом», «Режим дня школьника», « Продукты питания».

Таким образом, используя выше перечисленные здоровьесберегающие образовательные технологии в работе с детьми со сложной структурой дефекта, я пытаюсь сохранить их здоровье, и тем самым повысить их социальную активность.