Игра для старшеклассников по биологии Что ГдеКогда



МБОУ « СОШ № 2 г. Суворова»

Игра по биологии и экологии

«Что? Где? Когда?»

Для учащихся 8-11 классов

Составитель: учитель биологии и химии

Дьячкова Валентина Алексеевна

Первая квалификационная категория

г.Суворов

Тульской области

2010 год

Введение

В настоящее время с каждым годом увеличивается антропогенное воздействие на окружающую природную среду. Человек прямо и косвенно оказывает огромное влияние на природу, чаще всего негативное. И нельзя сказать, что это проблема правительства, страны. От каждого из нас зависит, в каком завтра мы будем жить. Защита среды и здоровья человека представляют собой общемировую, глобальную проблему. В связи с этим становится все более актуальным развитие экологического мышления, формирование экологической и эколого-нравственной культуры учащейся молодежи. Эта задача должна решаться в системе образования и воспитания. Велика роль внеклассного образования, во-первых, общение, а во-вторых, познание окружающего мира, как реальной действительности, во всех ее проявлениях. Внеклассное экологическое воспитание является продолжением уроков биологии и экологии в школе. Знание этих наук позволяет учащимся шире раскрыть границы возможного, а также понять место человека в окружающем его мире. И наша игра является одной из ступенек в мир экологических знаний, расширяет кругозор учащихся, позволяет еще раз задуматься о красоте природы, её охране.

Цель игры:раскрыть значение охраны природы, формировать бережное и целостное

отношение к природе.

Задачи: - формировать экологическую культуру, чувство ответственности;

- воспитывать сознательное отношения к природе,к решению её проблем ;

- развивать у учащихся чувство хозяина своей Земли

Оборудование: колесо, разбитое на сектора с волчком, конверты с вопросами, сова (рисунок),скрипичный ключ,песочные часы

Суть игры: В игре участвуют две команды по шесть человек. Тихо звучит музыка П.И.Чайковского « Времена года». Ученица 10 класса читает стихотворение :

Ты человек, любя природу,хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века ты оценить её спеши,

Она – твой давний добрый лекарь,она-союзница души.

Не жги её на прополую и не исчерпывай до дна,

И помни истину простую: нас много, а она одна.

Игра.

Вступительное слово учителя.Добрый день, уважаемые знатоки и гости, я рада вас приветствовать на интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?».Полноправная хозяйка игры сова-символ мудрости. Тематика игры очень актуальна, в ней отражена проблема взаимодействия человека и природы. На всей планете сегодня говорится об опасности,грозящей среде обитания человека. Земля- наш дом, наша Родина, и мы все вместе должны хранить её как зеницу ока. Я надеюсь, что в дальнейшем мы увидим всех участников игры в рядах членов общества «Охраны природы»и уже не только как теоретиков, но и как практиков.

И так, мы начинаем! (музыка – начало игры)

Места за игровым столом занимает первая команда.Объявляется первый раунд.Игроки крутят волчок.Зачитывается вопрос и даётся минута на обсуждение. (Вопросы и правильные ответы прилагаются.)

Музыкальные паузы:

1.Сценка «Нет в природе чистой воды».Действующие лица:Алёнушка и Иванушка.

Иванушка. Алёнушка, я пить хочу.

Алёнушка.Потерпи, Иванушка.Домой придём, тогда и попьёшь. У нас дома фильтр есть, он воду очищает. А природную воду пить нельзя , заболеешь.

Иванушка. Ну почему нельзя,смотри она вроде бы чистая.(Показывает на кристаллизатор, в котором налит раствор гидроксида натрия) .

Алёнушка. Сейчас посмотрим, какая она чистая.(Достаёт из кармана пузырёк с фенолфталеином и капает в кристаллизатор.Раствор окрашивается в малиновый цвет.)Видишь,какая вода, как кровь.Это земля наша кровавыми слезами плачет от обиды на человечество.

Иванушка.А пить всё равно хочется. Смотри вон ещё небольшое озерце, может в нём вода чистая?( На столе стоит кристаллизатор с раствором сульфата натрия.)

Алёнушка.Это так только кажется,нет на Земле чистой воды. Всю её человек испортил. Давай посмотрим, зачерпнём водички для пробы.(Набирает в пробирку немного раствора и капает туда раствор хлорида бария.Появляется белый осадок.)Вот видишь, и здесь сплошная грязь.Нет вприроде чистой воды.

2.Стихотворение « Наш город.»

Пройдёт, наверное,лет двести или триста,

А может быть всего-то пятьдесят-

В Суворове всё будет очень чисто

И сказочно красиво говорят…

Вы возразите: «Хватит верить в сказки!»

Но ничего несбыточного нет,

Когда любой малыш и без подсказки,

Кидает в урну фантик от конфет.

А наш фонтанчик вызовет улыбки

Любого кто наш город посетит,

В воде чистейшей и немного зыбкой

Он бесконечность неба отразит.

И травы будут изумлять коврами

И ласково касаться ваших ног;

Иначе будет стыдно пред богами

Тому кто эту прелесть не сберёг.

Вы удивитесь, что за ароматы

Над городом начнут благоухать!

Какие огурцы, морковь,томаты

На огородах будут поспевать!

Среди берёзок соловья послушать

Захочется и старцу и юнцу.

Поляны из цветов затронут душу

Влюблённой паре ,что пойдёт венцу.

А воздух чист и свеж,как поцелуй ребёнка;

Об этом ещё Лермонтов писал.

Он нам тогда как будто завещал:

Должно быть так.Но где же брать силёнки?!

Чтоб не плевать направо налево,

Чтоб не бросать бутылки ,банки,сор,

Чтоб красота садов,полянок,скверов

Нас погружала в сказочный узор.

Попробуем начать с себя,наверно:

Тогда возможно ,сбудутся мечты.

Как в чистом городе приятно жить,ведь верно?!

Но что , ответь себе,в нём сделал ты?!

Под музыку «Голоса птиц»за игровой стол садится вторая команда.

Объявляются итоги игры.Звучит стихотворение С. Викулова «Монолог природы»в исполнении ученицы 11 класса.

Я-природа.Я-великий мастер.

Вечный мастер жизни.Я могу,

Человек,тебе за соучастие подарить-

В моей всё это власти-

Гриб в лесу;ромашку на лугу.

Небо в час восхода и заката,

Иву над рекой…

И,наконец,солнцем прокалённый,рыжеватый

Хлебный колос!Как всему венец…

Только ты мой давний дар, моё уменье,

Не прими за дань:я не раба.

Не забудь-ты сам моё творение!

И у нас с тобой одна судьба!

Да, ты вырос, ты простился с детством

Шире, что ни год- твои шаги…

Но не занимайся самоедством!

И былинку даже , что в наследство

Я тебе вручила, береги!

Даже волка-вдруг да он последний-

Уничтожишь ( зверь-не карандаш!)

С помощью сложнейших вычислений

И машин новейших-не создашь.

Мы с тобой дорогою одною

Катимся-ни часа врозь,ни дня…

И не можешь быть ты надо мною,

Как не можешь быть и вне меня.

Вопросы к игре «Что? Где? Когда?»

1.Вырубили в лесу старые дуплистые деревья. И что же?Крепкие молодые деревья были съедены вредителями.Лес погиб.Какая связь между этими явлениями?

(Лес представляет собой биоценоз,где жизнь растений и животных тесно связана между собой. В старых дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы. Их лишили жилья и они покинули лес. Насекомые-вредители размножались в таком количестве,что погубили лес).

2.Кому принадлежит эта жалоба? 60 лет прожило на свете. Но прошлой весной у меня вырезали слово «Ваня». Летом дачник пришёл и вырезал «Лёня». Осенью грибник присел отдохнуть. Посидел,подумал и вырезал на корне «Миша». А зимой подкатил лыжник, прочитал все имена, воткнул палку,вытащил огромный нож и вывел повыше «Эдуард».Так кто же я наконец?И почему все кому не лень вырезают у меня куски кожи?

(Дерево-инвалид. Вырезают на нем имена потому,что у этих людей низкая культура воспитания).

3.За что в Китае были уничтожены воробьи,а в Бостоне им воздвигли памятник?

(В Китае воробьи поедали рис,тем самым вредили сельскому хозяйству. В Бостоне воробьи уничтожили гусениц и спасли посевы).

4. «Так и есть!На озере вверх животами плавало множество оглушенной рыбы.Два человека,сидя в лодке,подбирали её сачками. – Пиши скорее! – шепнул Валерка.Сашка открыл ящик, достал голубя и,привязав записку, подкинул птицу». Чем занимались мальчики? Что их возмутило? Как называются люди,нарушающие законы охраны природы?

(Мальчики занимались охраной природы. Возмутило их массовое истребление рыбы. Люди нарушающие закон – браконьеры).

5.Школьники нашли пещеру,где зимовало много (около тысячи) летучих мышей. Одни ребята уносили их с собой «для коллекции»,другие сбивали животных камнями «из интереса»,в пещере осталось не более 40-50 мышей. Почему зверьки оказались такими беззащитными? Почему поведение школьников было не только жестоким, но и бесхозяйственным?

(Зимой мыши впадают в спячку,поэтому они оказались столь беззащитными,а бесхозяйственность ребят в том,что мыши-полезные животные:они поедают вредных насекомых,тем самым,оказывая помощь людям).

6.Почему нецелесообразно полностью заменить биологический метод борьбы с вредителями сельского хозяйства химическим?

(При химическом методе борьбы уничтожаются не только вредные, но и полезные животные,а это отрицательно влияет на биоценоз).

7.Мы требуем,чтобы по праву

И кусты,и деревья, и травы-

Бесценный дар кисолродный –

Берег и ценил человек!!!

Почему автор этого четверостишья называет растения даром кислородным? О какой роли человека в нем говорится?

(В процессе фотосинтеза образуется кислород,необходимый для всего живого,в том числе для людей,при этом человек ничего не тратит,получая кислород в дар от природы.Говорится в этом четверостишье о природоохранной деятельности человека).

8.Какое основное правило необходимо соблюдать при сборе грибов для сохранения их численности?

(Нельзя повреждать грибницу,так как на разрушенной грибнице не вырастут новые плодовые тела).

9.Опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев,а не распределяют их равномерно. Объясните почему?

(Корневая система разрастается,зона всасывания перемещается за верхушкой корня.Корни с развитой зоной всасывания- корневыми волосками-находятся по краям приствольных кругов).

10.В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц.Объясните,как отразилось это мероприятие на численности куриных?

(В начале численность куриных возросла,так как были уничтожены их естественные враги.Затем их численность сократилась из-за нехватки корма.Возросло число больных и ослабленных особей из-за распространения болезней и отсутствия хищников).

11.В каком случае внесение в почву минеральных удобрений сопровождается загрязнением окружающей среды?

(При нарушении норм и сроков внесения удобрений).

12.Каковы причины появления в городской среде влажного смога?

(При высоких содержаниях сернистого газа,пыли,дыма в воздухе во влажную тихую погоду в промышленных районах возникает белый или влажный смог – ядовитый туман,резко ухудшающий здоровье людей).

13.Где толще всего образуются зоны загрязнения почвы свинцом,висмутом,медью,кадмием и другими тяжелыми металлами?

(Вокруг крупных городов,металлургических предприятий,вдоль дорожных магистралей и вокруг мест свалок промышленных отходов).

14. Какой вред наносит природе сжигание сухой травы весной?

(В огне сгорают семена растений,от высоких температур местами гибнут и корни,погибают личинки,куколки,яйца полезных насекомых.На выжженных площадях теряется запас влаги в почве,а минеральные соли,содержащиеся в золе,легко растворяются и с первыми же дождями уносятся в водоемы,загрязняя их).