Игра как средство социальной адаптации особых детей



Игра как средство социальной адаптации «особых» детей

Более десяти лет работаю педагогом дополнительного образования в Доме детского творчества «Искорка» с сельскими детьми, у которых ограничены возможности. За этот период накоплен большой материал и опыт работы с данной категорией детей. Дети активно принимают участие в различных олимпиадах, конкурсах, выставках на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях, где занимают призовые места. Они находят друзей, занимаются интересным и любимым делом, создавая оригинальные работы.

Как правило, у «особых» детей на селе существуют большие проблемы общения со сверстниками, не похожими на них, с взрослыми людьми, это затрудняет их интеграцию в общество. Возникла необходимость организовать «особых» детей, помочь им войти в мир взрослых и сверстников, действовать и творить в нем.

Поэтому и была разработана образовательная программа «Детство: равные возможности». Отличительной особенностью программы является включение «особого» ребёнка в группу нормальных детей, где предоставлены равные права всем, независимо от особенностей развития, способностей и возможностей.

У «особых» детей чаще всего наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально – волевой сфере.

Группа детей комплектуется не по возрастному принципу, а в зависимости от года обучения, с учётом психологических особенностей, уровня развития и умений детей. Важным и интересным для детей дошкольного и младшего школьного возраста видом деятельности является художественный труд. Дети осваивают основы рукоделия такие, как шитье, вязание, плетение, лепка, вышивка, рисование. Изучив основы рукоделия, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия.

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии способностей ребенка.    

Основная цель обучения труду детей с нарушениями развития соответствует традиционным целям трудового обучения. Это овладение первоначальными общетрудовыми умениями: постановка и удержание цели деятельности, организация, планирование предметно – практической деятельности, самоконтроль и самооценка.

Однако особенности познавательных процессов, присущие большинству детей с недостатками развития (неустойчивость внимания, сниженная работоспособность, импульсивность и недостаточная целенаправленность действий, ослабленная словесная регуляция деятельности и мн. др.) препятствуют решению указанных целей. Поэтому необходимо коррекционная работа, сохраняющая длительное время.

Вся коррекционно – развивающая работа с «особыми» детьми осуществляется посредством игры.

На занятиях используются методы и приемы игровых технологий. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью. Игровая форма занятий позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную атмосферу. При моделировании игры используются любимые детьми образы и персонажи (животные, сказочные герои, машины и пр.). Через игру «особые» дети лучше воспринимают окружающий мир, приобретают социальные нормы.

Для того чтобы узнать особенности проводится психодиагностика. Если преподнести этот процесс в виде игровых заданий, то ребенок быстрее «раскрывается». Например, тест на выявление симпатий и антипатий ребенка «Два домика». Конечно, можно спросить у ребенка, кто ему нравиться из класса, группы, а кто – нет. Но нет гарантии, что ребенок ответит честно из-за страха перед тем, кого он не любит, или по другим причинам. Поэтому лучше предложить ему «поселить» своих знакомых в два домика. В первом домике живет он сам и тот, кого он возьмет к себе, а во втором - все остальные. Понятно, что его друзья и те дети, которые ему нравятся, окажутся в первом домике, а те, которые он недолюбливает или к кому относится безразлично, - во втором.

Детям с ограниченными возможностями часто бывает, свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может быть выражена не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях. Для расслабления мышц шеи, рук и ног проводится комплекс игровых упражнений, направленных на достижения мышечного расслабления. Эти упражнения разработаны И.Г. Выготской, Е.П. Пеллнгер и Л.П. Успенской. Авторы считают, что ощущение расслабления будет более сильным, если ему предшествовало напряжение. При этом внимание ребенка должно фиксироваться на расслаблении, делается упор на то, что состояние ненапряженности, спокойствия приятно. Одновременно с расслаблением происходит воспитание «чувства мышц».

Например, упражнения на расслабление мышц шеи.

Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернемся в исходное положение. Аналогично – в другую сторону. Вдох – выдох!

Любопытная Варвара

Смотрит влево…

Смотрит вправо…

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена, а расслаблена. Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

Дети с удовольствием выполняют эти упражнения не только на занятии, но и дома.

У детей с ограниченными возможностями во многих случаях проявляется выраженное нарушение той или иной стороны познавательной деятельности, нарушения в социально-бытовой ориентировке и навыков самообслуживания.

Познавательная деятельность осуществляется ребенком при познании окружающего мира. Для ее успешности необходимо развитие таких психических процессов, как восприятие, память, внимание, мышление, речь. Поэтому необходима коррекция познавательной сферы ребенка.

Ниже предлагаются варианты различных коррекционных заданий и игр, которые можно использовать в работе с «особым» ребенком.

Игры на развитие памяти

«Детектив»

Цель игры: развитие произвольного запоминания и наблюдательности.

Необходимый материал: 10-12 картинок с изображением по одному предмету на каждой.

Ход игры:

Ведущий рассказывает детям о детективах и предлагает в них поиграть. Затем он показывает картинки и просит детей внимательно, как настоящие детективы, посмотреть и запомнить их. Играющие 2-3 минуты рассматривают картинки, после чего их убирают. Дети по очереди называют картинки, которые запомнили. Название картинки выкладывают перед ними. Выигрывает тот «детектив», кто смог назвать последним картинки, не названные другими.

« Запомни и повтори за мной»

Цель игры: развитие произвольной памяти, внимания, речи, освоение навыков.

Первый играющий называет любое слово (можно по инструментам, рукоделию), второй повторяет названное слово и добавляет к нему свое. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово и т.д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

«Волшебный шарик»

Цель игры: развитие ролевых навыков, долговременной памяти на слова.

Необходимый материал: два воздушных шарика.

Ход игры:

Надуйте два воздушных шарика. Покажите, как они плавают в воздухе. Дайте поиграть ребенку с ними. Через некоторое время скажите ребенку, что знаете волшебное заклинание. Потрите шарик об одежду, что зарядить его электричеством, и скажите: Снип, снап – раз, два, три!

Шар заколдован – иди, посмотри!

«Прилепите» шарики к стене, но так чтоб ребенок мог его достать. Повторите стишок, позволив ребенку самому «приклеить» шарик к стене. Затем ребенок пусть повторит «заклинания» и сам прилепит шарик.

Игры на развитие речи

«Жираф и мышонок»

Цель игры: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.

Ход игры:

Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки – вдох ( «У жирафа рост большой……»). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш-ш («У мышонка маленький»).

Потом ребенок идет и одновременно произносит:

Наш жираф пошел домой

Вместе с мышкой серенькой

У жирафа рост большой,

У мышонка - маленький.

(повторить 6-8 раз).

«Разноцветные снежинки»

Цель игры: развитие координации и мелкой моторики рук, воздействие на центры речи, формирование аккуратности.

Необходимый материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Ход игры:

Взрослый показывает, как сделать снежинки из листа бумаги, прорезая их. Дети делают снежинки. Раскрашивание снежинок волшебными фломастерами.

«Внимательный радист»

Цель игры: развитие чувства ритма, формирование речевого дыхания.

Ход игры: ведущий говорит: «Ты будешь радистом и должен по моему сигналу ребром ладони отстучать (тук) и сказать, сколько мной сделано хлопков и в каком ритме, а я буду хлопать. Ведущий хлопает и говорит «хлоп». Ребенок слушает ритм и говорит «тук» и т.д.

Игры на развитие мышления и восприятия

«Покажи по-разному»

Цель игры: научить ребенка операции сравнивания: развития внимания, освоение ребенком слов, антонимом.

Ход игры:

Ведущий говорит, что дети пойдут по кругу. Если он скажет: «Сейчас вы будете проходить высокие ворота» - надо идти, как раньше, если ворота низкие, то надо нагнуться. Тот, кто не нагнется во время, выбывает из игры.

Можно провести аналогично игру со словами тяжелый – легкий, быстро - медленно и т.д.

«Круг, квадрат»

Цель игры: обучение различению предметов по форме, развитие координации движений, мышц пальцев рук

Необходимый материал: 5 кругов; 5 квадратов; 2 разноцветные коробки.

Ход игры:

Ведущий знакомит ребёнка с кругом, квадратом. Просит его подержать в руках круг и квадрат, закрыть глаза и обвести их по контуру, найти в них отличия.

Разделение фигур по коробкам. Наложение фигур на предмет соответствующей группировки.

«Загадки»

Цель игры: научить ребёнка по ряду признаков определить предмет, развивать внимание, творческое воображение.

Ход игры: ведущий читает загадки, дети их отгадывают. Придумывание

загадок ребёнком.

Игры на развитие внимания

Игра «Пуговицы».

Цель игры: развитие устойчивости и объема внимания.

Играющему предлагается игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на клетки. В некоторых этих квадратах располагаются пуговицы различные по размеру, цвету и рисунку. В течение некоторого времени ребенок заполняет их расположение, а затем воспроизводит его на пустом игровом поле из набора предложенных ему пуговиц, в котором есть как нужные, так и лишние пуговицы.

Играть может как один ребенок, так и двое (они обмениваются вариантами расположения пуговиц).

Игры, направленные на освоение навыков самообслуживания

«Оденем куклу после сна»

изучение последовательных действий. Использовать предметы по назначению.

Средства обучения: кукла, игрушечная мебель (можно картинки).

Практическая работа: научить одевать куклу, приводить в порядок постель.

Контроль: навыки самообслуживания.

«Накорми куклу обедом»

назначение посуды, последовательное выполнение действия.

Средства обучения: кукла, стол, стул, кухонная и столовая игрушечная посуда, (можно использовать картинки).

Практическая работа: беседа. Приготовление обеда для куклы.

Контроль: навыки самообслуживания.

Игры, направленные на соц. – бытовую ориентировку

- правила уличного движения

- транспорт

- торговля

«Покажи мне дорогу»

Правила пешехода, знаки дорожные.

Средства обучения: эмблемы знаков.

Практическая работа: ходьба ребенка по короткому безопасному маршруту.

Обращение внимания на особенности дороги, поведения на дороге.

Контроль: Усвоение навыков безопасного движения.

«Отнеси пакет»

Средства обучения: конверт, листок.

Практическая работа: ребенку дается задание: отнеси конверт и в процессе пути рассказать путь маршрута, соблюдая правильное поведение на улице.

Контроль: закрепление навыков самостоятельного движения по улице, обучение наблюдательности, усвоение правил дорожного движения.

«Поездка в автобусе»

Правила поведения в автобусе.

Средства обучения: картинки сюжетные.

Практическая работа: демонстрация и обсуждение тех или иных поступков связанных с поведением в транспорте.

Контроль: воспитанность.

             

«Магазин»

Основные роли, правила поведения в магазине.

Средства обучения: картинки с изображением предметов.

Практическая часть: инсценирование сюжета в магазине.

Зачитывание поступков, обсуждение.

Контроль: социально- бытовая ориентировка.

Игры направленные на развитие эмоционально- волевой сферы

«Зеркало»

Упражнение в дифференциации эмоциональных состояний.

Средства обучения: схематические изображения эмоциональных состояний «Колобка» в конвертах, зеркало, бумага, карандаши.

Практическая работа:

Дети - «зеркало». Педагог смотрит в «зеркало» и произносит слова: «Ну-ка зеркальце, скажи, какое выражение на моем лице.

а) Дети называют самостоятельно, без помощи.

б) С опорой на предложение ( смотреть в приложении).

2. «Зеркало» не только называет выражение, но и передает, копирует его, изображает чувство.

3. Соотнесение мимически изображаемых эмоций по схеме.

а) Каждый ребенок получает конверт с «фотографией»- схемой эмоционального состояния.

б) Ребенок рассматривает, определяет и называет, какие чувства колобка запечатлел фотограф.

Рисование схемы эмоционального состояния по памяти. Полный конспект занятия смотрите в приложении на странице …..

Контроль: дифференцирование эмоционального состояния, развитие внимания и эмоциональной памяти.

«Почемучка»

Упражнение в элементарном анализе эмоций и составление предложений с помощью проблемного вопроса: Почему?

Средства обучения: схемы- эмоции.

Практическая работа:

а) Договаривание предложений по образцу.

Родик веселый (Родику было очень весело), потому – что  ему подарили щенка.

б) Придумывание подобных предложений по образцу о каждом ребенке.

в) Ответы на вопрос почему? О колобке по схемам эмоционального состояния.

Контроль: анализ эмоциональных состояний, развитие долговременной эмоциональной памяти.

«Загадка»

  Средства обучения: записи звуков: ливня в лесу, грозы, затишья после дождя, радостное пение птиц, цветные карандаши, бумага, зеркало, схемы- эмоции.

Практическая работа: слушание звуков природы в положение, сидя или лежа, расслабившись.

Различие и угадывание прослушанных звуков природы. Соотнесение звуков природы с эмоциональным состоянием, настроением человека.

а) Дети определяют, какое настроение подходит к различным звукам природы.

б) Подбирают соответствующие схемы эмоциональных состояний.

в) Изображают эти состояния (настроения) с контролем в зеркале.

Рисование цветными карандашами услышанных явлений природы (по выбору детей) и своего настроения.

Контроль: развитие слухового внимания, эмоциональной памяти, соотношение эмоциональных состояний со звуками природы.

«Какой я?»

Выявление и развитие адекватной самооценки. Выражение эмоционального состояния через цвет.

Средства обучения: зеркало.

Практическая работа:

а) детям предлагается внимательно рассмотреть себя в зеркало.

б) внимание детей привлекается к особенностям их внешности и эмоций  ее оценке:

- Какие у тебя замечательные глаза!

- Посмотри,  какого они цвета!

- Какие брови, ресницы!

- Обрати внимание на свою улыбку! Как она идет тебе!

-Порадуйся тому, какой (-ая) ты красивый (-ая)!

в) ответы детей на вопрос, какой я? С использованием как можно большего количества слов- признаков в ответах.

Рисование своего настроения.

Установки:

Рисуйте, что хотите, рисуйте первое, что придет в голову.

Выберите карандаши, которые вам для этого понадобятся.

самое главное, чтобы вы нашли цвета, которые больше всего подходят к вашему настроению.

Помните, какие вы красивые, умные, замечательные, любимые! Это важно.

Контроль: самооценка, обогащение словаря, развитие графических навыков, эмоционального состояния.

В работе с детьми можно использовать 6 методов организации игровой деятельности, предложенные С. А. Шмаковым в книге «Уроки детского досуга».

Метод игрового тренинга. Ниже приведены игры, которые используются для работы с «особыми» детьми.

Игра «Иголка, нитка, узелок».

Дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку, узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же « нитка» или « узелок» оторвались, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та группа, которая двигалась правильно, не отставая друг от друга.

Метод театрализации. Он основан на бесконечном множестве сюжетов и социальных ролей.

Игра « Волк и овечки»

Все играющие – овцы, они просят волка пустить их в лес погулять:

- Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!

Волк отвечает.

- Гуляйте, гуляйте, да только траву не щипайте, а то мне спать будет не на чем.

Овцы сначала только гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щипают траву и поют:

Щиплем, щиплем травку

Зеленую муравку, Бабушке на рукавички,

Дедушке на кафтанчик

Серому волку ничего!

Волк бежит по поляне и ловит овец, пойманный становится волком, игра возобновляется.

Здесь можно использовать игру «У медведя в бору» и др. Сюда можно отнести и все инсценировки различных сказок, стихов, рассказов.

Метод состязательности. С этим методом связаны все задания, в которых происходит деление на группы.

Метод равноправного духовного контакта. Он основан на совместной деятельности детей и взрослых. Когда в процессе работы происходит совместное придумывание чего-либо (предложения, стихотворения, сказки, праздника).

Метод воспитывающих ситуаций, т.е. ситуаций организованного успеха, доверия.

Метод импровизации. Он выводит детей на практическую предприимчивость и базируется на синдроме подражания с привнесением своего творческого начала.

Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием, так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть. Но этот интерес легко притупить не только не большим нажимом, но даже просто «перебарщиванием», что он стал надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятия играми до пресыщения, до того, что дети не хотят играть. Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или в другой раз поиграем больше, чтобы впереди была приятная перспектива – завтрашняя радость, интерес.

Необходимо помнить, что игра не должна нести угрозу здоровью играющих. Предметы, используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны. Также следует помнить о психическом здоровье участников игры. Она не должна унижать их достоинства. Надо беречь эмоции и переживания детей. В процессе игры необходимо способствовать установлению непринужденных дружеских отношений.

В заключении хочется сказать о том, что из «особых» детей может - быть и не получиться выдающихся танцоров, бегунов, чемпионов по фигурному катанию. Зато дети с ДЦП обладают высочайшим интеллектуальным потенциалом, способностью к сосредоточению, богатым воображением. Достаточно напомнить, что величайший физик нашего времени, построивший теорию для изучения черных дыр, лауреат Нобелевской премии Хокинг, всю жизнь страдает именно этим заболеванием.

Способности «особых» детей так же разнообразны, как у обычных людей.

Не только точные науки, не только виртуозное владение компьютером, но и проза, живопись, поэзия.

Используемая литература:

Аникеева Н. П. Воспитание игрой. – М., 1979.

Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества. – Вопросы психологии.- 1990 №4 5 -9 с.

Газман О. С. В школу – с игрой. – М., 1991.

Левир В. А. Воспитание творчества. – Томск: Пелинг, 1993. 56 с.

Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. – М., 1990.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

Шмаков С. А. Уроки детского досуга. – М., 2002.

Малючкова А. С. Коррекция познавательных процессов у детей, обучающихся на дому. – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2005 №3.