ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА



Бодрова Марина Сергеевна,

учитель английского языка,

МБОУ СОШ № 67 с углубленным изучением

отдельных предметов,

г. Екатеринбург

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В последнее время использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка, и английского в том числе, становится все более распространенным. Использование ИК-технологий позволяет сделать процесс обучения иностранному языку:

более-личностно-ориентированным: за счет создания индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального темпа обучения: например, при помощи учителя или самостоятельно учащиеся могут выстраивать план своей подготовки к ЕГЭ, используя различные языковые и речевые тренажеры;

по-настоящему интерактивным: у учащихся появляется возможность получать моментальный ответ/реакцию на каждое свое учебное действие, чего не в состоянии обеспечить учитель в классе и тем более при занятиях учащегося дома; 

менее рутинным и более разнообразным: качественное формирование речевых и языковых умений и навыков невозможно без многократного употребления языковых единиц в речи, поэтому учащийся должен неоднократно повторять свои действия в рамках тренировочных заданий. Использование ИКТ позволяет сделать эту отработку менее рутинной и более разнообразной;

коммуникативным: использование языковых роботов, а также общение на иностранном языке в учебных чатах и блогах симулирует ситуацию общения - письменную и устную;

основанным на использовании аутентичных языковых материалов: учащиеся приобретают практически неограниченный доступ к аутентичным иноязычным ресурсам, в том числе аудио и видео, размещенным в Интернете. Они могут использовать эти материалы при самостоятельной работе, дистанционном обучении, подготовке проектов и т.д.;

менее ориентированным на учителя и более автономным с точки зрения учащегося: учащиеся участвуют в языковых онлайн-сообществах и выполняют задания по сети в группах и парах, что способствует развитию у них не только речевых навыков, но и навыков учебного сотрудничества и общеучебных умений.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

• электронную почту;

• телеконференции;

• видеоконференции;

• возможность    публикации    собственной    информации,    создание    собственной домашней странички и размещение ее на Web-сервере;

• доступ к информационным ресурсам:

• справочные каталоги;

• поисковые системы;

• разговор в сети (Chat).

     Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке английского языка.

     Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы.

     На данный момент на рынке компьютерных программ и печатной продукции широко представлены электронные словари и электронные версии словарей на печатной основе, которые значительно упрощают изучение английского языка.

     Словарь Lingvo способен перевести слово и выражение с русского языка на английский, испанский, итальянский, немецкий и французский языки. Только англорусский / русско-английский словарь содержит 3 500 000 словарных статей. В нем использованы такие тематические словари: универсальный, экономический, компьютерный, политехнический, медицинский, юридический, научный, нефти и газа, словарь неформальных слов и выражений, а также разговорник и грамматический справочник. В последних версиях электронный словарь Lingvo снабжен приложением, которое называется Lingvo Tutor (http://lingvotutor.ru/). Данное приложение позволяет в игровой форме заучивать новые слова, которые группируются по тематике.

     Кроме собственно компьютерных словарей в настоящее время появляется большое количество электронных вариантов традиционных словарей. Такие зарубежные издательские дома, как Longman, Cambridge University press, McMillan press выпускают традиционные словари на печатной основе с приложением диска, который содержит электронный вариант словаря.

Словарь McMillan обладает огромными возможностями (http://www.macmillandictionary.com/). Статья состоит из самого слова, его транскрипции. Каждое слово озвучивается американским и английским дикторами. К слову дается английское определение и приводится пример его употребления.

     В словаре от Longman лучше продумана методика введения лексики и грамматического материала (http://www.ldoceonline.com/).

     Лексический материал преподносится при помощи иллюстраций, содержащих подписи. Этот путь помогает сформировать зрительные образы. Как результат, лексика усваивается гораздо прочнее.

     Введение грамматического материала облегчается использованием анимированных видеороликов, являющихся примером употребления той или иной грамматической конструкции. Это также создает прочную основу для закрепления грамматических моделей.

     Данная компьютерная программа обладает еще одной отличительной особенностью, которая выделят ее из ряда аналогичных продуктов. Здесь предложены грамматические тесты, охватывающие все разделы грамматики, а также компьютерные варианты международных тестов TOEFL (Test of English for Foreign Learners) и TOEIC (Test of English forInternational Communication). Эти тесты включают разделы на проверку навыков аудирования, говорения, письма и понимания написанного текста. По окончании тестирования программа сообщает результат и дает необходимые рекомендации.

     Использование электронных словарей не только упрощает поиск нужных лексических единиц, но также углубляет и разнообразит обучение английскому языку. Традиционные словари дают неполную картину употребления слова или выражения в языке. Кроме того, они довольно быстро устаревают. Выходят из употребления одни слова, им на смену приходят другие. Разработчики электронных словарей реагируют на смену языковой ситуации довольно оперативно. У пользователя электронного словаря есть возможность обновить программу, уже установленную на компьютере, при помощи Интернета. Кроме того, все перечисленные словари имеют Интернет-версии.

     Словари на печатной основе не имеют возможности снабдить каждое значение слова примером употребления. Электронные словари такой возможностью обладают. Это помогает учащимся заучивать лексику более основательно, опираясь на примеры из устной речи или художественных произведений.

     Огромным плюсом обучающих электронных словарей необходимо считать использование аудиовизуальных средств обучения, т.е. иллюстраций, видеороликов, аудиофрагментов.

       Уникальность электронных словарей заключается в объяснении грамматических явлений как традиционно, так и при помощи аутентичных диалогов, что не характерно для словарей на печатной основе.

     Кроме словарей и обучающих программ на рынке представлены и компьютерные энциклопедии. Их преимущество перед традиционными энциклопедиями очевидно. Пользователь имеет возможность быстро и без особых усилий найти необходимую информацию. Кроме того, компьютерная энциклопедия «Британника» позволяет просмотреть цветные фотографии и видеоролики. Пользователь может, например, услышать голос самого Бернарда Шоу или Маргарет Тэтчер. Можно прослушать гимн любой страны и увидеть флаг и герб.

     Таким образом, трудно переоценить достоинства электронных энциклопедий применительно к обучению английскому языку. Помимо Интернета, у студентов и учащихся появляется авторитетный источник информации, ведь в энциклопедии «Британника» собраны статьи наиболее выдающихся исследователей творчества писателей и художников, актеров и музыкантов, представлено научно-популярное объяснений реалий современной жизни, мира экономики и финансов. Электронная энциклопедия на английском языке - это не только источник информации, но и источник лексики. Если учащийся или студент пользуется энциклопедией при подготовке сообщения, он не только расширяет свой кругозор и пополняет багаж знаний, но и расширяет словарный запас.

     В настоящее время в общеобразовательной школе практикуется такой вид самостоятельной работы учащихся по английскому языку, как проект. Использование электронной энциклопедии «Британника» не только упростит задачу поиска необходимого материала для написания проекта, но и сделает процесс работы более интересным и занимательным.

Кроме представленных, готовых к использованию ЦОР, современный учитель имеет возможность создавать свои собственные электронные учебники. Например, при помощи презентации PowerPoint можно наглядно представить грамматическое правило.

     Вместо стандартных словарных диктантов для контроля лексики можно использовать электронные тесты, которые также создаются учителем (http://engmaster.ru/test). Особенно удобно использовать электронные тесты, если компьютеры объединены в локальную сеть.

     Таким образом, использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка. Однако использование информационно-коммуникационных технологий не должно быть самоцелью для учителя и развлечением для учащихся. Использовать современные технологии нужно дозировано и целесообразно, это необходимо для того, чтобы не уйти от основной темы урока, а достичь его цель и сберечь здоровье учащихся.

Список используемой литературы

Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2003.

Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учеб. Пособие. М.: Издательско-торговый дом “Русская редакция”, 2004.

Кубичев Е.А. ЭВМ в школе. М.: Педагогика, 1986. Машбиц Е.И.

Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986.

Ресурсы Интернет