ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ



«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

Балацкая Татьяна Алексеевна, МКОУ СОШ №14 посёлок Пятигорский Предгорного района Ставропольского края, учитель химии и биологии.

Аннотация

Наиболее подходящей технологией для активизации творческого потенциала обучающихся, является проектно – исследовательская технология. Все виды проектной деятельности в школе имеют одну цель: подготовить учащегося к жизни вне школы, максимально компетентного в образовательной деятельности, умеющего решать жизненные проблемы, непрерывно учиться, получать информацию, организовывать деятельность группы и участвовать в её работе.

«Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Так Д. А. Медведев обозначил задачи школы в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”. Иными словами, страна, общество желает видеть молодежь, способную самостоятельно ставить перед собою цели и также самостоятельно находить способы их достижения в самых сложных жизненных ситуациях. Огромное число проблем стоят перед учителем, но самыми злободневными, по моему мнению, и мнению большинства моих коллег, являются: низкая мотивация к учебе, неразвитая память, слабая эрудиция, отсутствие культуры учебного труда.

Меня, как преподавателя естественных дисциплин, всегда волновали вопросы: как развить интеллектуальные способности ребёнка, его самостоятельность, инициативность, как сформировать творческую личность, как стимулировать ребенка к самореализации? Пройдя «учительской тропой» 32 года работы в сельской школе, я пришла к выводу: максимально решает данные проблемы приобщение учащихся к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности.

Что же представляет собой исследовательская деятельность в школе? В отличие от научно – исследовательской работы, ставящей своей главной целью открытие чего – то нового, ученическая исследовательская работа заключается в том, чтобы «переоткрыть» для себя уже известные научные истины и закономерности. Огромна ценность ученической исследовательской работы: ведь уже в школе ребята получают простейшие навыки научной работы, знакомятся с методами научного исследования, такими как: наблюдение, сбор материалов, обработка и анализ собранного материала, обобщение данных, формулирование выводов. Они учатся проводить анкетирование, грамотно ставить вопросы, работать с литературными источниками, писать рефераты, статьи, критически оценивать материалы газет, журналов и публикаций в интернете, выполнять химический и биологический эксперимент, анализировать результаты. Немаловажно и то, что исследовательская работа выполняет не только обучающую, но и развивающую и воспитательную функции. У детей развивается внимание, память, воображение, усидчивость, наблюдается рост интеллекта, формируется грамотная речь и ораторские данные. Исследовательская работа играет большую роль в формировании ключевых компетенций школьников: умение работать в команде, анализировать ситуацию, принимать решение, учит упорству, терпению, воспитывает волю, чувство ответственности.

Исследование можно проводить индивидуально, в паре или группой. Начинается исследование с постановки проблемы. Проблема должна быть взята из реальной жизни и быть важной для ребёнка. Она должна быть отражением реальных проблем, возникающих перед школьником в процессе освоения им основ некоторой науки, имеющей отражение в учебном предмете. Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить.

Вот примеры некоторых тем исследовательских работ учащихся:

Экология питания;

Детективное расследование по теме «Всё дело в муравьях» (что общего в муравьином альдегиде, муравьиной кислоте и муравьях)

Определение витамина С в яблоках;

Кресс – салат как тест - объект для оценки загрязнения почвы и воздуха;

Исследование – соревнование на изготовление лучшей шпаргалки по теме «Алканы».

Далее начинается творческий процесс, и ребята активно включаются в настоящее исследование. Каждый работает в том направлении, которое выбрал сам по своим интересам. Педагогу нужно помочь ребятам, впервые начинающим исследование, распределить роли так, чтобы каждому досталась работа по силам и по душе. Кто-то займётся сбором теоретического материала, другой проведёт анкетирование, третий будет заниматься видео- или фото- съёмкой, кто-то напишет отчёт по проблеме исследования или подготовит презентацию, а кто –то будет защищать исследовательскую работу перед аудиторией. Такое распределение обязанностей в группе, позволяет каждому ученику ощутить уверенность в себе и пребывать в комфортном психофизическом состоянии, потому что он реально может справиться с данным ему заданием, увидеть, что с его мнением считаются и в результате ощутить себя успешным человеком.

Результатом деятельности исследовательской группы могут быть:

реферат;

научно-исследовательский проект;

наглядное пособие;

подборка оригинальных занимательных задач;

кроссворд или интерактивная игра;

презентация;

лучшая ученическая тетрадь;

химическая газета;

Результаты своих исследований учащиеся представляют на школьных научных конференциях, на уроках, на родительских собраниях, а также размещают свои работы на школьном сайте и на образовательных сайтах сети интернет, участвуют со своими работами в различных региональных и всероссийских конкурсах.

Как показывает мой личный опыт, исследовательская работа имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Если ученик сможет справиться с учебной проблемой, значит и в настоящей жизни он окажется более приспособленным. К тому же, сегодняшний старшеклассник – это завтрашний студент и навыки исследовательской деятельности, полученные в школе, сослужат добрую службу тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в ВУЗе.

В заключении хочу процитировать актуальное и ныне высказывание академика А. П. Александрова: «Школа должна дать учащимся не только определённую сумму знаний, но привить умение самостоятельно пополнять свой запас знаний, чтобы ориентироваться в стремительном потоке научно – технической информации».

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

Шалашова М.М., Компетентностный подход в изучении химии и оценивание компетенций учащихся в средней школе, Методика преподавания химии, №13, 2009 год

Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. Методология, теория, практика – Москва «Глобус», 2007 год

Яскевич В.А., Проектно - исследовательская деятельность обучающихся на уроках химии и во внеурочное время. HYPERLINK "http://www.docme.ru/doc/19720/tvorcheskaya-rabota" http://www.docme.ru/doc/19720/tvorcheskaya-rabota

Сборник докладов 13-го Всероссийского интернет-педсовета

PAGE \* MERGEFORMAT 3