Иван Грозный — первый русский царь



Разработка урока истории. 6-й класс.

Иван Грозный – первый русский царь

Цели:

Обучающая: формирование представлений учащихся о личности Ивана IV, сути и характере реформ второй половины XVI в.

Развивающая: создание условий для развития у учащихся активной мыслительной деятельности через активные формы работы с текстом.

Воспитательная: формирование понимания вклада Ивана IV в развитие России.

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

суть и характер реформ Ивана IV

органы управления государством во второй половине XVI в.

Учащиеся должны понимать, что такое:

централизованное государство

Земский собор

Избранная Рада

стрелецкое войско

Судебник

Учащиеся должны уметь:

извлекать из исторических источников необходимые для раскрытия темы факты;

проводить информационно-смысловый анализ текста;

формулировать выводы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированный урок с элементами практической работы.

Дидактическое и методическое оснащение урока: учебник «История России с древнейших времен до конца XVI в.», автор - Е.В. Пчелов; раздаточный дидактический материал (документ «О боярском правлении», отрывки из «Курса русской истории» В.Ключевского), презентация (приложение).

Оборудование:

компьютер;

мультимедийный проектор;

экран.

Ход урока

I. Изучение нового материала:

План:

Боярское правление в начале XVI в.

Личность Ивана IV.

Венчание на царство.

Реформы Ивана IV.

Введение в тему: На сегодняшнем уроке мы начнем разговор о последнем представителе династии Рюриковичей – Иване IV, получившем прозвище Грозный.

Запишите тему, план урока.

Постановка учебной задачи: В ходе урока необходимо будет оценить начало правления Ивана IV.

1. Боярское правление.

Рассказ учителя: Иван родился в 1530 г.

Посмотрите на с.205 учебника, назовите указанные годы правления Ивана (1533 по 1584 г.)

Вопрос: Мог ли 3-летний Иван править самостоятельно? Конечно, нет.

Отец Ивана Василий III умер в 1533 г, перед смертью назначив опекунский совет из 7 влиятельных бояр над своим сыном Иваном, наказав боярам «беречь» сына и приобщать к государственным делам. Наступило время боярского правления. Это была эпоха беззакония, насилия, вражды и борьбы за власть. Злоупотребления и взяточничество достигли невиданных размеров. Начались народные волнения. Чтобы прекратить народные волнения и восстановить правильную и четкую работу государственного аппарата, необходимы были реформы.

Слайд 3

Вдова Василия III - Елена Глинская, тяготившаяся боярской опекой, взяла управление государством в свои руки. По легенде, эта женщина происходила из рода Мамая. Но волею судеб оказалась в Великом княжестве Литовском и стала литовской княжной. В 1526 году вышла замуж за Великого князя московского. После смерти мужа фактически стала правительницей при трехлетнем сыне. За время своего правления (менее 5 лет) Елена Глинская сумела провести в стране ряд реформ.

Рассказ учителя: После смерти Елены Глинской в стране снова началась ожесточенная борьба за власть: отравления, убийства, заключение в темницу, насильственное пострижение в монахи стало обычным делом при московском дворе. И все это происходило на глазах юного Ивана., в эпоху так называемого «боярского правления». Детство осталось в памяти Иоанна как время обид и унижений, конкретную картину которых он лет через 20 дал в своих письмах к князю Курбскому.

Работа учащихся с документом «О боярском правлении».

Учитель: Это время жестокой борьбы боярских родов Бельских, Шуйских, Глинских осталось и в памяти народа и в памяти маленького Ивана.

Память народа

Память Ивана IV

расхищение казны

расправы

разбои

раздача должностей

унижения

обиды

равнодушие окружающих

Вывод: так рождался характер Ивана IV – скрытный, мнительный, недоверчивый, вспыльчивый, жестокий. Он на всю жизнь запомнит злодеяния бояр и это сформирует политику личной диктатуры.

Слайд 4

2. Личность Ивана IV.

Работа в группах с раздаточным дидактическим материалом.

Задание: используя отрывки из документы В.О. Ключевского, русского историка, написавшего знаменитый труд «Курс русской истории», составить характеристику черт характера Ивана IV .

Дидактический материал для работы групп.

1 группа. «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвертом году жизни лишился отца, а на восьмом потерял мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне».

2 группа. «Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, (он) рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.

3 группа. «Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос (он), были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называют страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, (он) рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность – высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которые чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.

4 группа. «По природе и воспитанию он был лишен нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотно склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки; он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. В 1577 году на улице в завоеванном ливонском городе Кокенгаузене он благодушно беседовал с пастором о любимых своих богословских предметах, но едва не приказал его казнить, когда тот неосторожно сравнил Лютера с апостолом Павлом, ударил пастора хлыстом по голове и ускакал со словами: «Поди ты к черту со своим Лютером». В другое время он велел изрубить присланного ему из Персии слона, не хотевшего стать перед ним на колена».

Проверка выполнения работы: высказывания учащихся о личности Ивана IV.

Учитель: Иван Грозный - самый загадочный и самый жестокий царь на Руси, был высокообразованным и просвещенным человеком, сочинял музыку, собрал уникальную, лучшую в мире библиотеку оставил в Москве и истории свой неизгладимый след. Вот такой человек на 17 году жизни заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство. Это было новшество. До Ивана IV венчали на великое княжение. В чем же разница?

Физкультминутка «Гимнастика для глаз»

3. Венчание на царство.

Работа с текстом учебника: стр. 205, 2 пункт, 1 абзац, запись даты – январь 1547 г.

16 января 1547 г. состоялось венчание Ивана Васильевича на царство. Именно с этого времени российские монархи начали именоваться царями. Тем самым Иван Васильевич приобрел титул «Великий государь царь великий князь Иван Васильевич всея Руси». Символами царской власти стали венец «Шапка Мономаха», скипетр, держава, цепь и крест.

Это событие имело важное значение:

Теперь любой россиянин, будь он князь или крестьянин подчинялся царю Ивану IV.

Европейские монархи относились к нему как к равному себе.

Те, кто выступал против его воли, подвергались немилости царя и расправе.

Вопрос к классу: Ребята, кто знает, почему именно царем пожелал величать себя Иван IV?

Учащиеся в результате высказываний приходят к выводу: венчание на царство ставило Ивана на одну ступеньку с другими знатными правителями мира и поднимало международный авторитет России. Период боярского правления закончился. Царь Иван стал самодержавным государем. Запись в тетрадях.

Слайд

3. Реформы Ивана IV.

Вопросы к классу: Давайте вспомним, как управлялось государство в начале века.

-Как назывался правитель в России в 15 веке (Великий князь)?

-Как назывался совет из представителей старинных боярских родов при князе (Боярская дума).

-Как назывались центральные органы управления (приказы).

-Как назывались люди, правившие отдельными уездами страны (наместники).

На доске постепенно появляется схема органов управления в XV в.

Рассказ учителя. Перед Иваном IV стояли большие задачи: Необходимо было создать единую систему центральных и местных органов управления, утвердить единое законодательство и суд, войско и налоги, преодолеть унаследованные от прошлого различия между отдельными районами. Первое, что сделал царь – это укрепил и расширил органы управления.

Слайд

-Какие новые органы появились в системе управления страной?

Земский Собор был созван в 1549 году для проведения ряда важных реформ.

Слайд

-Давайте посмотрим, что представлял собой Земский собор. Вот как его изобразил знаменитый художник, пишущий картины на историческую тему, Сергей Иванов.

Слайд

-Царь создал совет, в который вошли близкие царю люди (А.Ф. Адашев, священник Сильвестр, князь Курбский, Макарий) Этот совет стал называться Избранная рада.

Слайд

-Царь и избранная Рада задумали провести в стране реформы. С ними мы сейчас и познакомимся.

Слайд

-Появляются новые приказы. Их 80. Каждый приказ ведал определенными государственными делами.

Задание: Предположите, чем занимался каждый из приказов, судя по названию.

Вывод: Приказы стали важными органами управления страной, они руководили отдельными сферами государственной жизни.

Рассказ учителя: Все законы, создаваемые царем, необходимо было фиксировать на бумаге. Так появился юридический сборник. Он назывался Судебник.

- Когда был принят первый Судебник? А кто был автором первого Судебника? ( Иван 3, дедушка царя).

- Что такое Юрьев день?

Рассказ учителя: В 1550-м году был принят новый Судебник. В нем подтверждалось право ухода крестьян от владельца в Юрьев день. Землевладелец же отныне нес ответственность за преступления своих крестьян. Это еще более привязывало крестьян и хозяев.

Одной из важных реформ Ивана Грозного стала Военная реформа. Она коренным образом изменила армию и в количественном, и в качественном составе. Появилось дворянское ополчение. Каждый дворянин должен был по приказу царя явиться «конно, людно и оружно». Позднее было сформировано стрелецкое войско, для охраны государя. Стрельцы вооружались за счет государства огнестрельным оружием (пищалями), были одеты в суконные кафтаны, отделанные на груди поперечными шнурами. На голове носили островерхие суконные шапки с меховой опушкой. Стрелец был вооружен тяжелым гладкоствольным ружьем – пищалью и саблей. За службу стрельцы получали хлебное, денежное и земельное жалование. В мирное время стрельцы несли службу у городских ворот, на крепостных стенах, на улицах. Жили стрельцы в слободах, где в свободное время занимались ремеслом и торговали своими изделиями. Среди стрельцов были сапожники, шорники, оружейники.

Вывод: Все эти меры укрепили русское войско и подняли его боеспособность.

Слайд

Работа с учебником с. 208, абзац 7,8

-К чему приводила система кормлений?

-Чем была заменена система кормлений?

-Кто теперь собирал налоги?

Подведение итога работы на уроке: оценка учащимися начала правления царя.

Вывод: Таким образом, реформы 1550-х гг. правления Ивана IV были направлены на усиление центральной власти. Запись в тетрадях.

Рефлексия

Продолжи предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Выставление оценок за активную работу на уроке.

II. Домашнее задание: §29

Творческое задание по желанию: подготовить сообщения по иллюстрациям в учебнике (Шапка Мономаха, царский трон Ивана).

Сильным учащимся карточки с заданием: заполнить пропуски в предложениях, используя слова в скобках.

Список использованных ресурсов:

703-9701, HYPERLINK "mailto:[email protected]" [email protected]

HYPERLINK "http://www.poznanie21.ru/current/30325.php" http://www.poznanie21.ru/current/30325.php

Повторение и контроль знаний «История России». Интерактивные дидактические материалы. 6 класс. Москва, «Планета», с. 377-379.