характеристика личности школьника



ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЬНИКА

Цель составления личностной характеристики – определение стратегии индивидуального подхода учителя к ученику.

Краткие письменные характеристики важны для осуществления преемственности в воспитании и обучении при передаче классного коллектива от одних педагогов к другим. Накопление информации об индивидуальных особенностях познавательных процессов ребенка, о сильных и слабых сторонах его характера, о трудностях, которые он испытывает в учении, общении и труде, необходимы также и для того, чтобы в старших классах помочь ему в самовоспитании.

Основные требования к составлению характеристики:

Характеристика не должна быть слишком формальной: нельзя ограничиваться общими формулировками, следует подкреплять каждое положение конкретными фактами и примерами, полученными в ходе наблюдений и экспериментальных исследований.

Характеристика не должна быть только описательной. Факты не должны приводиться сами по себе, без достаточного их анализа и формулирования всех возможных выводов. Выводы следует формулировать путем использования специальных психолого-педагогических терминов.

Характеристика не должна быть схематичной: недопустимо изображать ученика как исключительно положительную или исключительно отрицательную личность.

Характеризуя положительную или отрицательную особенность личности, следует давать максимально полное ее описание.

Характеристика должна включать описание собственной работы практиканта с учеником, анализ ее результатов.

Таким образом, грамотно выполненная характеристика должна отличаться удачным сочетанием конкретного и общего при соблюдении принципа объективности научного исследования.

Для того чтобы студенту было легче сориентироваться в направлении своих исследований, предлагается примерная схема изучения личности учащегося. Эта схема может быть дополнена или изменена в зависимости от конкретных условий, от особенности жизни и развития данного ученика и др.

СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Общие данные:

Фамилия, имя ученика. Дата рождения. Класс. Общее физическое развитие. Состояние здоровья (по данным школьного врача).

Характеристика условий семейного воспитания школьника

состав семьи (отец, мать и другие члены семьи, проживающие вместе с учеником),

социально-демографическое положение семьи (полная - неполная, многодетная; родители больные или инвалиды и т.д.)

материальные и жилищно-бытовые условия;

культурный уровень членов семьи;

особенности взаимоотношений внутри семьи, отношение старших членов семьи к ученику (заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, мелочная опека, предоставление самостоятельности, бесконтрольность и т.д.); психологический климат в семье.

Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе.

Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем это определяется).

Отношение к жизни коллектива (равнодушие или заинтересованность), участие в общественной жизни класса и школы (наличие общественных обязанностей – постоянных и эпизодических, отношение к ним).

Отношение к одноклассникам (любит ли их, равнодушен, не любит; дорожит ли мнением коллектива; с кем дружит и на чем основана дружба; бывают ли конфликты с одноклассниками, в чем их причина).

Доволен ли своим положением в коллективе; если нет, то какое бы положение хотел занять.

Дорожит ли пребыванием в школе и почему

Отношение к учителям (есть ли контакт, любит ли их, уважает ли их)

Учение

Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково ли успевает по разным предметам)

Интерес к занятиям и отношение к учению (с интересом ли учится, к каким предметам проявляет склонность, посещает ли факультативы; как относится к отметке, похвале или порицанию учителей; основной мотив учебной деятельности)

Проявление активности на уроке (высокая, средняя, низкая, отсутствует);

Проявление самостоятельности, инициативности, творческого начала в учебной работе;

Регулярность посещения учебных занятий;

Отношение к успехам и неуспехам в учебном труде;

Систематичность подготовки домашнего задания

Забота об усвоении пропущенного материала.

Особенности когнитивных процессов

Особенности внимания (быстрота сосредоточения внимания в начале урока; устойчивость внимания в течение урока; легкость переключения внимания в процессе смены видов учебной работы; отвлечения внимания, их формы и причины; проявление внимательности ученика к работе других учащихся).

Уровень развития памяти, индивидуальные особенности памяти. Преобладающий тип памяти по сенсорной модальности (слуховая, зрительная, зрительно-моторная, комбинированный тип).

Развитие мышления (степень развития образного и отвлеченного мышления; быстрота, гибкость мыслительных процессов; критичность мышления; уровень развития логического мышления: последовательность и доказательность в изложении своих мыслей, умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, самостоятельность в суждениях и выводах; умение находить новые, оригинальные способы решения мыслительных задач).

Развитие речи (ее образность, точность, связность, выразительность). Запас слов, умение выразить свою мысль письменно и устно.

Богатство воображения (его особенности в речевой и изобразительной деятельности; произвольности – непроизвольность воображения).

Интеллектуальная активность ученика на уроке:

как включается в учебный процесс: по принуждению учителя или одноклассников, просьбе, собственной инициативе;

задает ли вопросы, дополняет ли ответы товарищей; если задает, то по просьбе учителя или по собственной инициативе;

какую учебную задачу выбирает: самую трудную, средней трудности, легкую;

как решает учебные задачи: ждет, когда задание начнут выполнять на доске или подскажет учитель или одноклассник, начинает решать сразу самостоятельно, решает разными способами.

Особенности эмоциональной сферы;

степень эмоциональной возбудимости ребенка;

быстрота протекания и смены эмоций;

внешняя выраженность эмоциональных переживаний;

эмоциональная устойчивость/неустойчивость в напряженной обстановке и при неудачах, умение сдерживать свои эмоциональные переживания

преобладающее настроение, его устойчивость; причины смены настроения

уровень тревожности, связанной со школой;

развитие чувств: нравственных, интеллектуальных, эстетических, глубина и устойчивость чувств.

Умение учиться

Соблюдение режима дня

Умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты

Труд (уроки труда, общественно полезный труд)

Отношение к труду (уважает или относится пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своей работы; что именно привлекает ученика: процесс труда, сделанная вещь или овладение определенным навыком)

Наличие трудовых умений и навыков, легкость их приобретения

Организованность и дисциплинированность в труде

Наличие привычки к длительным трудовым усилиям

Предпочитаемые виды труда;

Отношение к работе по самообслуживанию

Направленность личности и специальные способности

Интересы (круг предметов, которыми интересуется ученик; характер интереса с точки зрения его глубины и активности; любовь к чтению, предпочитаемая литература - художественная, научно-популярная или развлекательная; устойчивость читательских интересов)

Убеждения, мечты, идеалы школьника

Наличие специальных способностей к какой-либо деятельности (музыкальные, художественные, артистические и пр.). В чем они проявляются?

Планы на будущее (какой профессией интересуется; связаны ли интересы с будущей профессией).

Самооценка и уровень притязаний

Уровень самооценки (адекватная, заниженная, завышенная)

Образы Я: реальный и идеальный, соотношение между ними

Соотношение самооценки и уровня притязаний;

Требовательность к себе;

Отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей;

Отношение школьника к самовоспитанию и его проявление в различных видах деятельности.

Дисциплинированность

Общая характеристика поведения (ведет ли себя спокойно, сдержанно или проявляет подвижность, непоседливость)

Выполнение школьного режима (соблюдает режим: нарушает намеренно, по небрежности; не успевает уложиться в определенное время и т.д.)

Выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т.д.);

Выполнение требований взрослых (охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их и какие именно)

Наиболее типичные нарушения дисциплины

9. Особенности темперамента

Проявление особенностей ВНД: силы, уравновешенности, подвижности;

Реактивность (повышенная, малая);

Активность (повышенная, пониженная);

Темп психической реакции (быстрый, замедленный);

Сензитивность (высокая, низкая);

Эмоциональная возбудимость (повышенная, пониженная);

Особенности моторной сферы: скорость, ритм, темп психомоторики

Экстраверсия – интроверсия.

Особенности характера

ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера в отношении к людям, к самому себе, к учению и труду, вещам и т.д.

волевые черты характера (настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, упорство, выдержка, решительность и т.д.)

Общие психолого-педагогические выводы

Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Внутренние и внешние причины имеющихся недостатков - условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы и пр.

Уровень умственного развития

Уровень нравственной воспитанности

Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем, пути дальнейшей воспитательной работы со школьником.

Определение собственных достижений студента – практиканта по проведению воспитательной работы с ребенком.

* * *

Работа по изучению личности школьника складывается из следующих основных этапов.

Выбор объекта исследования (одного из учеников вверенного студенту классного коллектива) и сбор фактического материала с использованием разнообразных методов психолого-педагогического исследования.

Оживление в памяти основных научно-теоретических положений по психологическому исследованию личности. Это требует повторения определенных разделов курса общей, возрастной и педагогической психологии. На данном этапе студент углубляет свои теоретические знания для их практического применения в условиях школы.

Осмысление, обобщение и изложение собранного материала в письменном виде. В работе над оформлением характеристик выявляется умение студента психологически осмыслить собранный им фактический материал.

Указанные этапы в процессе работы могут переплетаться друг с другом, сохраняя, однако, свою специфичность.