столбцы 9-16 экономика



мукппав

9. Собственность как эконом. и юрид. категория. Законы собств. И присвоения. Виды и формы собств. В соврконом.

Собственность (как эконом. категория) - это отношение между людьми, выражающее определенную форму присвоения благ, в особенности средств производства.

Собственность (как юрид. категория) - это право пользоваться и распоряжаться вещами.

Известны действующие попарно два закона собственности и два закона присвоения.

- через труд (натуральное хоз-во);

- через обмен продуктами своего труда на рынке (простое товарное производство).

Собственность на созданный продукт при таком присвоении возникает из труда ее владельца (трудовая собственность).

Закон собственности на продукт чужого труда. Ему соответствует другой закон присвоения.

Присвоение осуществляется двояко:

- через товарное обращение;

- через распределение доходов.

Формы и виды собственности

Определяющим видом собственности в рыночной экономике является частная собственность. Она может выступать в следующих основных формах:

1) Единичная собственность – характеризуется тем, что физич. или юридич. Лицо реализует все отношения собственности. Владелец частного предприятия может использовать труд человек своей семьи или наёмных рабочих;

2) Партнерская собственность – она предлагает объединение в той или иной форме имущества, капитала, нескольких юридических или физических лиц с целью осуществления общей предпринимательской деятельности;

3) Корпоративная собственность – базируется на функции капитала, которая формируется путём свободной продажи титулов собственной акции ОАО (открытое акционерное общество).

Общественная собственность существует в 3 основных формах собственности:

1) Коллективная собственность формируется путём её распределения между членами коллектива на данном предприятии, ЗАО (закрытое акционерное общество).

2) Государственная собственность – она выпускает в качестве собственников всех членов общества, реализация отношений, присвоения через отношения владения осуществляется гос. аппаратом. Отношения распоряжения реализует хозяйственные субъекты гос. собств.

3) Общенародная собственность – она предлагает принадлежность всего общественного состояния прямо, непосредственно и одновременно всем и каждому в отдельности. Такая форма собственности была закреплена в России конституцией и была формой без содержания.

10. Приватизация: сущность, цели и методы осуществления.

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки. В приватизации участвуют минимум две стороны, и обязательно одна из сторон — организация — даже такая, как государство.

Цели и задачи приватизации были определены в Государственной программе приватизации - это:

1. Повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации.

2. Создание конкурсной среды и содействие демонополизации народного хозяйства.

3. Привлечение иностранных инвестиций.

4. Социальная защита народа и развитие инфраструктуры за счет приватизации.

5. Содействие процессу стабилизации финансового положения.

7. Создание широкого слоя собственников.

11. Рынок: сущность, роль, функции, структура

Рынок - это одна из важнейших категорий товарного хозяйства, выражающая его наиболее существенные связи и отношения, связанные с обменом.

Вводного определения рынка не существует. Основные элементы рынка

Если рассматривать рынок как форму связи производства и потребления через обмен, то в качестве его элементов можно назвать следующие:

-свобода предпринимательства (необходимое условие рынка);

-конкуренция (без конкуренции получаем рынок производителя);

-рыночная инфраструктура>> - все то, без чего не может быть ни свободы предпринимательства, ни конкуренции.

Структура рынка

По объектам обмена различают рынки товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, труда, валютный, рынок информации и научно-технических разработок, рынок инноваций, изобретений; рынок информационного продукта, рынок продукта творческого труда,

В просторанственном разрезе выделяются местный (локальный) рынок, национальный рынок, региональный по группе стран; всемирный, мировой рынок,

Основные функции рынка:

обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса;

обеспечение сбалансированности экономики:

между спросом и предложением.

между товарной и денежной массой.

между отраслями производства.

между экономическими регионами (территориями).

признание общественного характера труда, затраченного на производство товаров (реализуется в момент купли - продажи, т.е. сам акт купли - продажи подтверждает общественный характер труда);

обеспечение эффективности экономики и качества труда и продукта (через механизм конкуренции);

снижение издержек производства (реализуется через механизм ценообразования);

12. Понятие спроса, закон спроса, кривая спроса. Факторы влияющие на спрос. Спрос можно определить как желание и готовность субъектов приобрести товар. Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса Кривая спроса-график спросотношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на неё. Кривая спроса показывает вероятное количество товара, который удаётся продать за определенное время и по определённой цене. Чем эластичнее спрос, тем выше цена может быть установлена на товар. Эластичность спроса — это реакция рынка на отсутствие товара, возможность его замены, цену конкурентов, понижение цен, нежелание покупателей менять свои потребительские привычки и искать более дешёвые товары, повышение качества товаров, естественный рост инфляции на другие факторы.Неценовые факторы, влияющие на спрос:Уровень доходов в обществе; Размеры рынка; Мода, сезонность; Наличие товаров-субститутов (заменителей); Инфляционные ожидания.

13. Понятие предложения, закон предложения, кривая предложения. Факторы влияющие на предложение

Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму.

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Кривая предложения

График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.

Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это издержки производства. Как известно товары, изготавливаются фирмами ради прибыли. Например, фермы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгоднее продать, чем другую культуру. И наоборот.

Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективный трактор, лучшая компьютерная программа севооборота — всё это позволяет фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

14. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения.

Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены.

Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Только при рыночном равновесии продавцы и покупатели готовы продавать и покупать одинаковое количество товара по одной и той же цене. Предполагается, что рыночное равновесие максимизирует общественное богатство. При равновесной цене продается максимальное количество товара. Однако рынок не всегда работает, оптимально распределяя ресурсы.

Эластичность спроса и предложения-это способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям.

15. Причины возникновения и сущность монополий. Формы монополий и последствия монополизации экономики. Показатели монопольной власти.

Монополия в широком смысле означает исключительное право государства, предприятия, физического лица на владение чем-нибудь или на осуществление какого-либо вида деятельности.

Причины возникновения монополий: Во-первых, действие закона конкуренции Во-вторых причиной возникновения монополии является действие закона концентрации капитала и производства В-четвертых причиной возникновения монополий является трансформация индивидуальной частной собственности В-пятых, экономические кризисы которые во второй половине XIX в стали фактором ускорения концентрации и централизации 'производства и создание на этой основе монополий

Выделяют естественную и административную монополию

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами.В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути: первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала;второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, т.е. на добровольном объединении или поглощении потребителями банкротов. Тем или иным путем или с помощью обоих предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

16. Конкуренция и её формы. Антимонопольная деятельность государства.

Слово «конкуренция» переводится с латинского как столкновение, борьба за достижение преимуществ в какой-либо сфере. В условиях рыночных отношений конкуренция и ее виды выступают как взаимодействие, соперничество предпринимателей за обеспечение возможности реализации своей продукции, удовлетворяя тем самым потребности покупателей. Поскольку законом рынка является борьба за выживание и экономическое процветание, конкуренция стихийно регулирует общественное производство.

Формы конкуренции делятся на:

-по методам введения ( ценовая неценовая)

-по сфере распространения (внутриотраслевая, межотраслевая)

-по типу рынков и степени свободы (совершенная и несовершенная)

Антимонопольная деятельность государства это непрерывная, целенаправленная работа соответствующих государственных структур не столько по ограничению монополистической эксплуатации рынков, сколько по ликвидации самих экономических и других условий, порождающих те или иные монополии Целью антимонопольной деятельности государства является обеспечение лучших условий для работы рыночного механизма, повышения общего конкурентного тонуса всей экономики