История автомобильной промышленности в России

istoriya-avtomobilnoj-promyshlennosti-v-rossii

Царское правительство мало уделяло внимания развитию автомобильной промышленности в России.

В 1903 году в Петербурге был выпущен первый русский автомобиль. Но правительство, на которое оказывали влияние агенты иностранных капиталистов, не проявляло к этому производству никакого интереса, так как считало, что выгоднее ввозить из-за границы готовые автомобили. Однако русские автомобилестроители упорно занимались созданием автомобилей и организовывали их производство.

В 1908 году на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге был организован автомобильный цех. Он выпускал автомобили, пригодные для эксплуатации в условиях России. За время своего существования завод выпустил 451 автомобиль. Когда началась первая империалистическая война, завод был эвакуирован вглубь России и там, в конце концов, прекратил свое существование.

Автомобили Русско-Балтийского завода отличались большой прочностью. Один из них исколесил всю Европу и побывал в Африке, совершив без поломок пробег около 100 000 верст. Для того времени это был выдающийся рекорд. Но царское правительство преклонялось перед всем иностранным и продолжало скупать автомобили за границей.

В 1914 году в России насчитывалось только 13000 автомобилей, из них не более 3 000 грузовых. Автомобили принадлежали частным лицам. В царской армии была только 1 учебная автомобильная рота, которая готовила кадры автомобилистов.

Когда в 1914 году началась война, отсутствие автомобилей сразу же дало себя знать. Военное министерство мобилизовало автомобили у частных лиц. «Наскребли» таким образом, около 4000 автомобилей более двухсот марок. Запасные части от одного автомобиля не подходили к другому, если какая-нибудь часть ломалась, то для замены ее приходилось выписывать новую из-за границы, так как в России эти части не изготовлялись.

За время войны было куплено за границей больше 25000 автомобилей. Эти автомобили не были приспособлены для работы на плохих дорогах и, попадая в неопытные руки, быстро выходили из строя.

Росло «кладбище» автомобилей. В спешном порядке принимались меры к строительству частных автомобильных заводов в Ярославле, Рыбинске, Нахичевани и Москве. Подрядчикам выдавались миллионы рублей, но ни один завод построен не был. Автомобильный парк с каждым днем становился все меньше. Царское правительство расплачивалось за свое беспечное отношение к развитию автомобилестроения.

После Великой Октябрьской социалистической революции молодая Советская республика получила в наследство совершенно разрушенный автомобильный парк. В 1917 году в стране насчитывалось менее 8 000 автомобилей четырехсот различных марок, причем из них только 2000-3000 могли быть использованы, хотя и были изношены настолько, что требовали серьезного ремонта.

Не хватало запасных частей. Отсутствовали мастерские для ремонта автомобилей. Не хватало квалифицированных кадров автомобилистов. Рабочие и крестьяне с оружием в руках боролись за победу революции. Фронт нуждался в броневиках, в санитарных машинах — штабы требовали все больше и больше автомобилей.

На помощь белым армиям пришли американские, английские, французские, итальянские, немецкие и другие капиталисты. Советская республика была окружена кольцом блокады. Капиталисты пытались задушить ее не только оружием, но и прекращением торговли. Покупать автомобили было негде.

А фронт настойчиво требовал автомобилей. Пришлось восстанавливать автомобильный парк и самим изготовлять запасные части.